О последствиях применения Соглашения между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о линии разграничения морских пространств 1990 года для национальных интересов Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О последствиях применения Соглашения между Союзом Советских

Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о линии разграничения морских пространств 1990 года для национальных интересов Российской Федерации

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, рассмотрев информацию Комитета Государственной Думы по безопасности о выполнении поручения Государственной Думы от 23 января 2002 года, в которой содержится предварительная оценка последствий применения Соглашения между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о линии разграничения морских пространств (далее - Соглашение), подписанного в городе Вашингтоне 1 июня 1990 года Министром иностранных дел СССР Э.Шеварднадзе и Государственным секретарем США Дж.Бейкером, для национальных интересов Российской Федерации, отмечает, что имеются основания квалифицировать Соглашение как несбалансированный международный договор, содержание которого ставит под сомнение его соответствие национальным интересам Российской Федерации, в первую очередь в области рыболовства.

В результате разграничения морских пространств в соответствии с Соглашением в Беринговом море к США отошли: часть исключительной экономической зоны СССР площадью 23,7 тысячи квадратных километров, фактически переданная Советским Союзом Соединенным Штатам Америки еще в 1977 году; часть исключительной экономической зоны СССР площадью 7,7 тысячи квадратных километров; участок континентального шельфа площадью 46,3 тысячи квадратных километров в открытой центральной части Берингова моря, находящийся за пределами 200 морских миль от исходных линий. При этом участок континентального шельфа, отошедший в этой части Берингова моря к Российской Федерации, составил всего 4,6 тысячи квадратных километров.

На отдельном участке исключительная экономическая зона Соединенных Штатов Америки за счет неоправданно уступленной площади исключительной экономической зоны СССР превысила расстояние в 200 морских миль от исходных линий, что противоречит статье 57 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (1982 года).

По оценкам экспертов, совокупные потери российской рыболовной отрасли, связанные с применением Соглашения, составили около 2,8 миллиона тонн рыбы стоимостью свыше 1,4 миллиарда долларов США.

Вопрос о Соглашении рассматривался Государственной Думой в 1995, 1996 (дважды) и 1997 годах, однако ввиду противоречивого характера Соглашения с точки зрения обеспечения национальных интересов Российской Федерации оно до сих пор остается не ратифицированным Российской Федерацией и осуществляется в порядке временного применения. При этом нарушается статья 23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" в части законодательного оформления решения о продлении срока временного применения Соглашения Российской Федерацией. Фактически в законодательстве Российской Федерации отсутствует правовое обоснование неправомерно затянувшегося временного применения Соглашения Российской Федерацией.

В связи с вышеизложенным Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации принять меры по ускорению выработки позиции в отношении Соглашения между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о линии разграничения морских пространств, отвечающей национальным интересам Российской Федерации.

2. Предложить Комитету Государственной Думы по международным делам разработать проект федерального закона о внесении дополнения в Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" в части совершенствования правового обоснования временного применения международных договоров Российской Федерацией.

3. Поручить Комитету Государственной Думы по безопасности, Комитету Государственной Думы по международным делам и Комиссии Государственной Думы по геополитике сформировать рабочую группу с привлечением авторитетных специалистов в целях проведения дополнительной всесторонней экспертизы Соглашения на предмет его соответствия долгосрочным интересам Российской Федерации и подготовки предложений, направленных на минимизацию связанного с применением Соглашения ущерба для Российской Федерации. Рассмотреть доклад указанной рабочей группы на пленарном заседании Государственной Думы в период осенней сессии 2002 года.

4. Направить настоящее Постановление в Правительство Российской Федерации.

5. Направить настоящее Постановление в "Парламентскую газету" для официального опубликования.

6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Государственной Думы

Федерального Собрания

Российской Федерации Г.Н.Селезнев

Москва

14 июня 2002 года

N 2880-III ГД

  • 14.06.2002