О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ НОВЫХ ОБРАЗЦОВ ОТСТК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 17 марта 1999 г. N 178

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО - КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ НОВЫХ ОБРАЗЦОВ ИТС

В целях проведения единой технической политики создания (модернизации) новых отечественных образцов информационно технических средств для таможенных органов Российской Федерации приказываю:

1. Ввести в действие с 01.04.99:

- Положение о порядке проведения НИОКР и принятия на снабжение таможенных органов Российской Федерации вновь созданных ИТС (Приложение 1);

- Положение об опытной оперативной эксплуатации ИТС (Приложение 2).

2. Региональному информационно - техническому таможенному управлению (Л.М. Ухлинов), Региональному таможенному управлению тылового обеспечения (А.Д. Листопад), региональным таможенным управлениям, таможенным органам и организациям, подведомственным ГТК России, обеспечить неукоснительное выполнение указанных Положений.

3. Заключение договоров о проведении НИОКР по созданию (модернизации) новых отечественных образцов ИТС производить в пределах денежных средств, выделяемых ГТК России на эти цели.

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа осуществлять заместителю Председателя ГТК России Ануфриеву Г.М.

Первый заместитель

Председателя Комитета,

генерал - полковник

таможенной службы

М.К.ЕГОРОВ

Приложение 1

к Приказу ГТК России

от 17 марта 1999 г. N 178

Утверждаю

Заместитель Председателя

ГТК России,

генерал - лейтенант

таможенной службы

Г.М.АНУФРИЕВ

Согласовано

Начальник РИТТУ,

полковник таможенной службы

Л.М.УХЛИНОВ

Начальник РТУ ТО,

генерал - майор

таможенной службы

А.Д.ЛИСТОПАД

22 декабря 1998 года

Начальник Правового

управления ГТК России,

полковник таможенной службы

А.А.ЖИНКИН

29 декабря 1998 года

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ НИОКР И ПРИНЯТИЯ НА СНАБЖЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВНОВЬ СОЗДАННЫХ ИТС

1. Общие положения

1.1. В настоящем Положении используются следующие сокращения:

ИТС - информационно - технические средства;

ТЗ - техническое задание;

НИР - научно - исследовательская работа;

ОКР - опытно - конструкторская работа;

НИОКР - научно - исследовательская и опытно - конструкторская работа;

ОТР - опытно - технологическая работа;

ЭП - эскизный проект;

ТП - технический проект;

НТС - научно - технический совет;

РКД - рабочая конструкторская документация;

ООЭ - опытная оперативная эксплуатация;

НТД - нормативно - техническая документация;

ПОНр - программа обеспечения надежности (на стадии разработки).

1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ (НИОКР) в ГТК России по созданию отечественных информационно - технических средств, в том числе порядок разработки технического задания, разработки документации, изготовления и испытания опытных образцов продукции, приемки результатов разработки, а также порядок взаимодействия структурных подразделений ГТК России при согласовании и утверждении нормативно - технической документации на проведение НИОКР, приемки их результатов и взаимодействие с организациями промышленности в процессе работы.

1.3. Информационно - технические средства (ИТС) - специальные системы, комплексы и установки, приборы, аппараты, детекторы, анализаторы, инструменты, приспособления и другие технические средства, применяемые сотрудниками таможенных органов при проведении таможенного контроля в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства России и международных договоров России, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы. В качестве ИТС могут использоваться только технические средства, безопасные для жизни и здоровья человека, животных и растений и не причиняющие ущерба товарам, транспортным средствам и лицам.

1.4. Необходимость разработки настоящего Положения вызвана отсутствием в ГТК России нормативно - технического документа по вопросу создания новых образцов ИТС в интересах таможенных органов с целью проведения единой технической политики.

1.5. Финансирование и заключение договоров с организациями промышленности на проведение НИОКР производится установленным в ГТК России порядком.

2. Порядок проведения научно - исследовательских работ

2.1. Основание и исходные документы для выполнения НИР:

2.1.1. НИР является начальным этапом комплекса работ по созданию, освоению и внедрению новых средств ИТС (далее продукция).

НИР проводится в случае, когда разработку продукции невозможно или нецелесообразно осуществлять без проведения соответствующих исследований.

Основанием для проведения НИР является договор.

2.1.2. НИР проводится с целью получения методами научного исследования:

- обоснованных исходных данных для разработки ТЗ на новую и модернизированную продукцию и выявления наиболее эффективных решений для использования их в процессе проведения опытно конструкторских работ или опытно - технологических работ;

- образцов новых веществ, материалов и т.п., и осуществление их всесторонней проверки перед проведением ОТР.

Рекомендации законченной НИР должны обеспечивать возможность создания продукции, соответствующей по своему техническому уровню высшей категории качества с учетом научного прогнозирования на период ее производства.

2.1.3. НИР проводится в соответствии с годовыми планами, разработанными Управлением спецтехники и автоматизации таможенных технологий (УСТАТТ), Управлением организации оперативно - технических мероприятий (УООТМ) и утвержденными в установленном порядке ГТК России на основании постановлений Правительства Российской Федерации, поручений ГТК России, программ работ по решению научно - технических проблем в рамках выделяемых ассигнований и утвержденных ТЗ.

2.1.4. В зависимости от характера, сложности и объема работ по согласованию с заказчиком в выполнении НИР могут принимать участие одна или несколько российских организаций (предприятий). В этом случае головной исполнитель НИР координирует работу организаций - соисполнителей, выступает в роли заказчика по отношению к соисполнителям, а также отвечает перед заказчиком НИР за научно - технический уровень работы в целом.

2.2. Порядок разработки, согласования и утверждения ТЗ НИР:

2.2.1. ТЗ НИР является исходным обязательным документом, определяющим цель, содержание, порядок проведения работ, а также намеченный способ реализации результатов НИР.

2.2.2. ТЗ НИР разрабатывают на основе научного прогнозирования, анализа передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, результатов поисковых НИР, изучения патентной документации, а также требований заказчика.

2.2.3. Порядок построения, изложения и оформления ТЗ НИР приведен в Приложении 1 к настоящему Положению.

2.2.4. Для внесения изменений или уточнений ТЗ НИР на последующих этапах к нему выпускают дополнение. Согласование и утверждение дополнений к ТЗ НИР проводят в том же порядке, который установлен для ТЗ НИР. На титульном листе ТЗ НИР в этом случае делается запись: "Действует совместно с дополнением N...".

2.2.5. ТЗ НИР разрабатывает заказчик и в общем случае согласовывает:

- с головным исполнителем;

- с ведущей (головной) организацией по данному виду продукции или проблеме;

- с организацией - разработчиком программы работ по решению научно - технических проблем, если проводимая НИР включена в нее;

- с Российской таможенной академией ГТК России и заинтересованными управлениями ГТК России.

2.2.6. ТЗ НИР утверждают заказчик и исполнитель работ (ТЗ НИР на проведение поисковых работ утверждает заместитель председателя ГТК России).

2.3. Порядок выполнения НИР:

2.3.1. Этапы * проведения НИР предусматривают в общем случае выполнение работ:

--------------------------------

* Состав работы согласно разделу 3 ГОСТ 15.101-80.

- выбор направления исследования;

- теоретические и экспериментальные исследования;

- обобщение и оценка результатов исследований.

2.3.2. В зависимости от характера и сложности НИР, степени предварительной проработанности вопроса при разработке ТЗ НИР допускается исключение или дополнение отдельных этапов работы, разделение или совмещение этапов, а также уточнение их содержания. Конкретные этапы для выполнения НИР устанавливаются в ТЗ НИР. Этапы должны носить законченную смысловую нагрузку.

2.3.3. Если в ходе выполнения НИР выявится нецелесообразность дальнейшего проведения работ из-за неизбежности получения отрицательного результата или потери ее актуальности, исполнитель НИР приостанавливает работы и представляет заказчику обоснование для прекращения работ. Основанием для прекращения НИР является согласованное решение исполнителя НИР и заказчика, по которому производится расторжение договора в установленном порядке.

2.3.4. Полученные в процессе НИР решения, которые могут составить предмет изобретения или открытия, должны оформляться соответствующими заявками на любом этапе НИР и направляться в Государственный комитет России по делам изобретений и открытий в установленном порядке.

2.3.5. По результатам работ отдельных этапов исполнитель составляет промежуточные отчеты (если это предусмотрено ТЗ НИР).

2.3.6. Отчеты по отдельным этапам НИР или по работе в целом перед рассмотрением заказчиком направляются исполнителем работ на рецензию их на научно - техническом (ученом) совете (его секции), если есть такой совет (секция), в том числе в РТА ГТК России. Этапы, на которых проводится рецензирование НИР, организации, осуществляющие рецензирование, и его необходимость устанавливаются в ТЗ НИР.

2.3.7. Каждый этап НИР должен решать конкретные задачи, необходимые для успешного проведения последующего этапа (этапов) и уточнения содержания и направления НИР в целом.

2.3.8. Этап "Выбор направления исследования" выполняется с целью систематизированного анализа исследуемого вопроса и выявления на его основе направления исследований.

2.3.9. Этап "Теоретические и экспериментальные исследования" проводится с целью получения необходимых теоретических обоснований предлагаемого решения по объекту исследования, подтвержденных, как правило, экспериментальными исследованиями.

2.3.10. Модели (макеты, экспериментальные образцы) изготавливаются по документации исполнителя НИР под наблюдением и при его участии. Необходимость разработки технической документации для создания моделей (макетов, экспериментальных образцов) и ее состав устанавливается в ТЗ НИР.

2.3.11. Промежуточный отчет по данному этапу должен содержать:

- описание моделей (макетов, экспериментальных образцов) и экспериментальных установок для получения образцов в случае создания веществ, материалов и т.п.;

- программу и методику испытаний;

- протокол испытаний;

- чертежи, эскизы, по которым изготавливаются экспериментальные образцы и экспериментальные установки (при необходимости);

- выводы и предложения.

2.3.12. На этапе "Обобщение и оценка результатов исследований" составляют отчет о НИР.

Отчет должен содержать обобщение результатов работ, проведенных на всех этапах НИР, и рекомендации по разработке продукции. Общие требования, структура и правила оформления отчета по ГОСТ 7.32-81.

Рекомендации по разработке ИТС должны содержать:

- предложения по разработке ИТС;

- технические требования для включения в техническое задание или его проект на ИТС, а также предложения по ее стандартизации;

- копии опубликованных авторских свидетельств и патентов (при их наличии), а также в установленном порядке копии заявок на изобретения, оформленные исполнителем НИР, проект ТЗ на ОКР, проект лимитной цены на работу в целом.

2.4. Рассмотрение и приемка законченных НИР:

2.4.1. Результаты законченных НИР рассматриваются на научно техническом (ученом) совете (его секции, техническом совещании специалистов) организации - исполнителя НИР с приглашением заказчика. На совет (секцию) представляются следующие документы:

- утвержденное ТЗ НИР;

- промежуточные отчеты по всем этапам (при их наличии);

- отчет о НИР;

- модели (макеты, экспериментальные образцы) - при наличии;

- проект ТЗ на ОКР, проект лимитной цены на работу в целом.

2.4.2. При рассмотрении НИР совет (секция) определяет:

- соответствие проведенных исследований требованиям ТЗ НИР;

- обоснованность рекомендаций по разработке ИТС и технический уровень, патентоспособность и патентную чистоту продукции, предназначенной к разработке по данным рекомендациям;

- научно - технический уровень проведенных исследований;

- перечень вопросов, требующих дальнейшего решения при проведении ОКР (ОТР).

2.4.3. При положительных результатах рассмотрения НИР на совете (секции) отчет о НИР утверждает руководство организации - исполнителя НИР.

2.4.4. НИР считается выполненной и принятой при наличии документа о положительном результате рассмотрения НИР на совете (секции) и утвержденного на его основе отчета о НИР.

2.4.5. Окончательную приемку НИР осуществляет специально созданная заказчиком комиссия.

По результатам приемки комиссия составляет акт. (Состав комиссии, порядок ее работы и оформления акта устанавливает заказчик.)

3. Порядок проведения опытно - конструкторских работ

3.1. Основание и исходные документы для выполнения ОКР:

3.1.1. Основанием для включения ОКР в годовые планы работ ГТК России служит Федеральная программа развития таможенной службы Российской Федерации на определенный период.

3.1.2. Исходными документами для выполнения ОКР по созданию ИТС являются:

- годовой "План разработки и оснащения таможенных органов оперативными средствами таможенного контроля и охраны", утвержденный установленным порядком ГТК России;

- техническое задание на выполнение ОКР по созданию образца (системы, комплекса);

- договор между заказчиком и головным исполнителем ОКР на выполнение ОКР.

3.1.3. Основным исходным техническим документом для выполнения ОКР является ТЗ (Приложение 2).

Срок рассмотрения и согласования проекта ТЗ заинтересованными организациями не должен превышать 15 дней со дня его получения.

3.1.4. ТЗ на ОКР должно быть выдано головному исполнителю ОКР заказчиком не позднее чем за месяц до начала выполнения работ. Согласованное с заинтересованными управлениями ГТК России ТЗ на ОКР утверждает заместитель Председателя ГТК России.

Для подтверждения отдельных требований к ИТС, в том числе требований безопасности, охраны здоровья и природы, а также оценки технического уровня продукции техническое задание на ОКР может быть направлено головным исполнителем или заказчиком на заключение в сторонние организации. Решение по полученным заключениям принимают головной исполнитель и заказчик до утверждения технического задания.

3.1.5. В ТЗ на ОКР необходимо указывать количество изготовляемых опытных образцов, количество комплектов РКД, передаваемых заказчику, а также требования на разработку ПОНр.

3.2. Этапы ОКР:

3.2.1. Этапы ОКР и их взаимная связь со стадиями разработки конструкторской документации приведены в таблице (Приложение 3).

3.2.2. Этапы конкретной ОКР должны быть определены в ТЗ в соответствии с требованиями, приведенными в п. 3.2.1.

3.3. Порядок разработки эскизного проекта ОКР:

3.3.1. Эскизный проект разрабатывают по ТЗ на ОКР.

3.3.2. На этапе разработки ЭП ОКР прорабатываются и рассматриваются варианты образца. Эскизный проект на конкретную ОКР разрабатывает головной исполнитель по согласованному с заказчиком плану - проспекту пояснительной записки ЭП.

ЭП ОКР разрабатывается для установления принципиальных (конструктивных, схемных и др.) решений образца, дающих общее представление о принципе работы и (или) устройства образца ИТС.

3.3.3. Эскизный проект ОКР должен разрабатываться в соответствии с требованиями ГОСТ 2.119-73. В комплект документов эскизного проекта включают конструкторские документы в соответствии с требованиями ГОСТ 2.102-68, предусмотренные ведомостью ЭП ОКР.

3.3.4. ЭП ОКР должен быть рассмотрен на научно - техническом совете или секции НТС или на техническом совещании специалистов головного исполнителя ОКР с участием заказчика (при необходимости). Результаты рассмотрения оформляются решением.

3.3.5. На рассмотрение, согласование и утверждение представляются копии документов ЭП, укомплектованные по ГОСТ 2.106-96.

3.3.6. ЭП ОКР, при необходимости, должен быть доработан головным исполнителем по результатам рассмотрения по п. 3.3.4 и разослан:

- РТА ГТК России - на отзыв (по решению заказчика);

- организациям (предприятиям), проводящим экспертизы: по радиоэлектронной защите, по безопасности, охраны здоровья и природы (при необходимости) и др., если проводят экспертизу на данному этапе.

3.3.7. Перечень организаций (предприятий), которым проект рассылается на отзыв (экспертизу, заключение), по совместному решению заказчика и головного исполнителя ОКР допускается уточнять.

3.3.8. Эскизный проект ОКР должен представляться на отзыв (заключение, экспертизу) со следующими документами:

- решением НТС (секции НТС) или технического совещания специалистов головного исполнителя ОКР по проекту;

- копией ТЗ на ОКР.

3.3.9. Организации (предприятия), указанные в п. 3.3.6, должны выдать отзыв (заключение, экспертное заключение) головному исполнителю ОКР и заказчику в срок не более 20 дней со дня поступления проекта на отзыв.

3.3.10. Эскизный проект ОКР после получения необходимых отзывов (заключений, экспертных заключений) головным исполнителем представляется заказчику на приемку, с приложением материалов ЭП, доработанного по данным выше заключениям, если необходимость доработки была отмечена в заключении.

3.3.11. Заказчик создает комиссию для приемки эскизного проекта ОКР.

По результатам приемки эскизного проекта ОКР заказчик выдает заключение об утверждении или отклонении проекта в срок не более 15 дней со дня представления головным исполнителем материалов ЭП ОКР.

При приемке эскизного проекта ОКР, по решению заказчика, представленный проект защищает головной исполнитель (главный конструктор).

Заключение заказчика об утверждении эскизного проекта ОКР является основанием для закрытия этапа ОКР.

3.3.12. По совместному решению заказчика и головного исполнителя ОКР, с целью сокращения сроков выполнения ОКР в целом, эскизный проект допускается рассматривать у головного исполнителя ОКР без рассылки его на отзыв (заключение, экспертизу) по п. 3.3.6, при этом в комиссию заказчика по приемке ЭП привлекаются (по согласованию) представители этих экспертных организаций.

Головной исполнитель ОКР должен обеспечить организацию и рассмотрение эскизного проекта ОКР.

3.3.13. При необходимости доработки эскизного проекта ОКР по заключению заказчика, а также при отклонении им проекта головным исполнителем ОКР должен быть составлен план - график мероприятий по доработке проекта, который согласовывает заказчик. Сроки доработки эскизного проекта, предусмотренные в плане - графике, не должны превышать сроки выполнения этапа ОКР.

3.3.14. Доработку ЭП ОКР в соответствии с планом - графиком мероприятий должен принять заказчик. Приемку доработки оформляют актом, который является основанием для закрытия этапа ОКР.

3.3.15. По совместному решению заказчика и головного исполнителя ОКР замечания и предложения по ЭП допускается реализовывать на последующем этапе ОКР.

3.4. Порядок разработки технического проекта ОКР:

3.4.1. Технический проект ОКР разрабатывает головной исполнитель на основании утвержденного эскизного проекта ОКР или ТЗ на ОКР, если эскизный проект не разрабатывали.

3.4.2. ТП ОКР разрабатывает головной исполнитель для выявления окончательных технических решений, дающих полное представление о конструкции образца ИТС.

3.4.3. Технический проект ОКР разрабатывается в соответствии с требованиями ГОСТ 2.120-73.

3.4.4. Порядок разработки, согласования, рассмотрения, представления на утверждение, утверждения, приемки и рассылки документации технического проекта ОКР должен соответствовать требованиям подраздела 3.3 "Порядок разработки ЭП ОКР" настоящего Положения.

3.4.5. При разработке ТП ОКР допускается использовать отдельные документы, разработанные в ЭП, если эти документы соответствуют требованиям, предъявленным к документам ТП, или если в них внесены изменения с целью обеспечения такого соответствия. Использованным документам присваивают литеру "Т".

3.4.6. В процессе выполнения технического проекта ОКР головным исполнителем ОКР должен быть разработан перечень (комплектность) документации на образец ИТС в соответствии с номенклатурой конструкторской документации, приведенной в ГОСТ 2.102-68, с указанием документов, подлежащих согласованию с заказчиком на последующих этапах ОКР.

Перечень должен быть представлен заказчику на утверждение вместе с техническим проектом.

3.4.7. При отсутствии этапа разработки ТП ОКР указанный перечень допускается разрабатывать на этапе разработки рабочей конструкторской документации для изготовления опытного образца. В этом случае перечень представляется заказчику на утверждение до представления рабочей конструкторской документации на согласование (визирование) заказчика.

3.5. Порядок разработки рабочей конструкторской документации для изготовления опытного образца:

3.5.1. Рабочую конструкторскую документацию для изготовления опытного образца разрабатывает головной исполнитель в соответствии с требованиями ТЗ на ОКР на основании утвержденного технического проекта ОКР или, если технический проект не разрабатывали, - на основании эскизного проекта ОКР.

3.5.2. Цель и содержание работ этапа заключается в разработке РКД для изготовления и проведения испытаний опытного образца (образцов) ИТС.

3.5.3. При выполнении ОКР для определения характеристик опытного образца, оценки принимаемых конструктивных решений допускается проводить исследовательские (доводочные и др.) испытания опытного образца, его сборочных единиц.

Порядок проведения и объем этих испытаний устанавливает головной исполнитель ОКР.

3.5.4. Рабочая конструкторская документация для изготовления опытного образца после ее разработки утверждается головным исполнителем в соответствии с требованиями ГОСТ 2.104-68.

3.5.5. Головной исполнитель ОКР должен представить изготовителю опытного образца эксплуатационную документацию на опытный образец для оценки достаточности ее при обслуживании и эксплуатации опытного образца не позднее чем за 15 дней до начала предварительных (заводских) испытаний.

3.5.6. Готовность РКД для изготовления опытного образца (образцов) ИТС определяет головной исполнитель по окончании размножения необходимого количества экземпляров копий для передачи их изготовителю опытного образца (образцов).

3.5.7. Передача копий РКД головным исполнителем ОКР изготовителю опытного образца (образцов) производится по приемо - сдаточному акту.

3.5.8. Основанием для закрытия этапа ОКР служит:

- наличие акта приема - сдачи, подтверждающего передачу копий РКД изготовителю опытного образца (образцов), - при его наличии;

- наличие акта приема - сдачи этапа заказчику, в случае если изготовление опытного образца (образцов) ведет головной исполнитель ОКР.

3.5.9. Текстовые документы на опытный образец ИТС должны быть разработаны в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95, ГОСТ 2.106-96, ГОСТ 2.114-95, ГОСТ 2.601-95.

3.6. Порядок изготовления опытного образца (образцов) ИТС и проведения предварительных (заводских) испытаний:

3.6.1. Цель этапа заключается в изготовлении опытного образца (образцов) и проведении предварительных (заводских) испытаний для определения его (их) соответствия требованиям ТЗ на ОКР и возможности предъявления на приемочные испытания.

3.6.2. Этап должен содержать следующие работы:

- изготовление опытного образца (образцов) для предварительных (заводских) испытаний;

- проведение предварительных (заводских) испытаний образца (образцов);

- корректировку РКД по результатам изготовления и предварительных (заводских) испытаний опытного образца (образцов) с присвоением ей головным исполнителем (главным конструктором) литеры "О";

- доработку опытного образца (образцов) по документации литеры "О" для предъявления его на приемочные испытания.

3.6.3. Изготовление (головной исполнитель) и приемку (заказчик) опытного образца (образцов) должны производить по РКД на опытный образец.

3.6.4. Количество опытных образцов (партий), необходимых для проведения всех видов испытаний, определяется в ТЗ на ОКР и договоре на ОКР с учетом годового плана НИОКР, утвержденного ГТК России.

3.6.5. Опытный образец (образцы) должен быть подвергнут головным исполнителем ОКР предварительным (заводским) испытаниям по программе и методикам испытаний, разработанным в соответствии с требованиями ГОСТ 2.106-96 и согласованным с заказчиком.

Предварительные (заводские) испытания опытного образца (образцов) проводятся с участием заказчика.

3.6.6. По акту предварительных (заводских) испытаний головной исполнитель и Заказчик принимают решение, в котором должны быть предусмотрены мероприятия по реализации выводов и предложений, указанных в акте.

Если по результатам испытаний не требуется корректировка РКД и доработка опытного образца (образцов), допускается решение по акту не оформлять.

В этом случае акт утверждает головной исполнитель ОКР, издавший приказ о назначении комиссии и проведении предварительных (заводских) испытаний.

3.6.7. Для корректировки РКД и доработки опытного образца (образцов) на основании решения по акту предварительных (заводских) испытаний составляют (головной исполнитель и заказчик), при необходимости, план - график мероприятий.

3.6.8. Головной исполнитель ОКР по результатам предварительных (заводских) испытаний проводит корректировку РКД и на основании решения по акту предварительных (заводских) испытаний присваивает ей литеру "О", а изготовитель опытного образца (образцов) дорабатывает опытный образец (образцы) по этой документации.

После завершения работ головной исполнитель составляет акт (отчет).

Если по результатам испытаний решение по акту не оформлялось, то документации литера "О" присваивается на основании акта испытаний.

3.6.9. Головной исполнитель ОКР после утверждения акта (отчета) о завершении корректировки РКД и доработки опытного образца (образцов) по документам литеры "О" уведомлением извещает заказчика о готовности опытного образца (образцов) к приемочным испытаниям.

3.7. Порядок проведения приемочных испытаний опытного образца (образцов):

3.7.1. Цель этапа заключается в проверке соответствия опытного образца (образцов) ИТС требованиям ТЗ на ОКР, отработке РКД для его серийного производства и определении возможности предъявления образца (образцов) на опытную оперативную эксплуатацию в таможенных органах ГТК России.

3.7.2. Приемочные испытания опытного образца (образцов) проводятся по программе и методикам испытаний, разработанным по ГОСТ 2.106-96.

Программа и методика приемочных испытаний образца ИТС подлежат согласованию с заказчиком до начала испытаний.

3.7.3. Порядок организации, проведения приемочных испытаний опытного образца (образцов), отчетная документация о результатах испытаний должны соответствовать требованиям, устанавливаемым заказчиком с учетом требований ГОСТ 15.001-88. Приемочные испытания проводит заказчик совместно с головным исполнителем или приемочная комиссия.

Председателем комиссии приемочных испытаний назначается заказчик или сотрудник структурных подразделений ГТК России.

По требованию заказчика или по решению головного исполнителя ОКР приемочные испытания могут быть поручены специализированной испытательной организации (испытательному центру), имеющей соответствующую лицензию.

3.7.4. В приемочных испытаниях, независимо от места их проведения, имеют право принять участие изготовитель и органы, осуществляющие надзор за безопасностью, охраной здоровья и природы, которые должны быть заблаговременно информированы о предстоящих испытаниях.

3.7.5. Утвержденный акт приемочных испытаний является основанием для закрытия этапа ОКР.

3.7.6. При необходимости корректировки РКД и доработки опытного образца (образцов) головной исполнитель ОКР разрабатывает и согласовывает с заказчиком план - график мероприятий, который подлежит реализации до начала опытной оперативной эксплуатации опытного образца (образцов) в таможенных органах Российской Федерации.

3.8. Порядок проведения опытной оперативной эксплуатации в таможенных органах Российской Федерации:

3.8.1. Целью ООЭ является всесторонняя проверка образца (образцов) ИТС в условиях реального таможенного контроля, проверки полноты и достаточности сведений, содержащихся в эксплуатационной документации, для изучения и правильной эксплуатации, выработки рекомендаций о целесообразности принятия ИТС на снабжение таможенных органов Российской Федерации, принятия решения об изготовлении партии (серии) ИТС, а также разработки методических указаний (совместно с РТА) по использованию ИТС в технологии таможенного контроля.

3.8.2. Порядок проведения ООЭ в реальных условиях таможенного контроля определен в "Положении об опытной оперативной эксплуатации информационно - технических средств".

3.8.3. Основанием для закрытия этапа разработки являются наличие утвержденного руководством ГТК России заключения по ООЭ конкретного вида ИТС и акта о результатах проверки заказчиком и головным исполнителем завершения корректировки РКД по результатам испытаний (ООЭ) и утверждение РКД литеры "О1".

3.8.4. Порядок проверки, согласования и утверждения документации определен в ГОСТ 2.902-68.

3.8.5. Порядок (правило) внесения изменений в согласованную с заказчиком РКД определен в ГОСТ 2.503-90.

4. Порядок принятия на снабжение таможенных органов

Российской Федерации вновь созданных ИТС

4.1. Право принятия на снабжение таможенных органов Российской Федерации новых образцов ОТСТК предоставлено Председателю ГТК России.

4.2. Проект приказа ГТК России о принятии на снабжение таможенных органов Российской Федерации на вновь созданное ИТС готовит УСТАТТ, УООТМ.

4.3. Информационно - технические средства, разработанные по заказам ГТК России и принятые на снабжение таможенных органов, включаются в план централизованных поставок с учетом наличия заявок от РТУ и приобретаются с вынесением на тендерную комиссию.

4.4. Порядок проведения работ на стадиях жизненного цикла информационно - технических средств (ИТС).

В соответствии с ГОСТ В15.004-84 стадиями жизненного цикла информационно - технических средств (далее - системы, комплексы или изделия) являются: проведение исследований (НИР), ОКР, производство (постановка на производство, серийное производство, монтажно - настроечные работы, снятие с производства), эксплуатация (опытно - оперативная эксплуатация, штатная эксплуатация, техническое обслуживание, модернизация, ремонт), снятие с эксплуатации (утилизация).

ГОСТы В15.004-84, В15.305-85, В15.704-83, В15.702-94 предусматривают участие разработчика, изготовителя, разработчика изготовителя в проведении всех видов работ на каждом из этапов жизненного цикла изделия.

С учетом вышеизложенного определяется следующий порядок проведения работ на стадиях жизненного цикла изделий:

4.4.1. Исполнитель для выполнения поисковой (фундаментальной) НИР определяется путем проведения конкурса среди разработчиков - претендентов, ведущих исследования в данном научно - техническом направлении.

Исполнитель для выполнения прикладной (направление научных исследований известно) НИР определяется по результатам рассмотрения на конкурсной основе инженерных записок (по конкретной тематике), направленных в адрес заказчика от разработчиков - претендентов в соответствии с порядком, установленным Указом Президента Российской Федерации от 08.04.97 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", Федеральным законом от 06.05.99 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" и Приказом ГТК России от 10.05.2000 N 375 "О порядке размещения заказов, организации и проведения конкурсов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможенных органов Российской Федерации".

Если разработчик в инициативном порядке представляет в соответствующий таможенный орган макет (экспериментальный образец, тест - версию) ИТС для проведения апробации (тестирования) изделия в реальных рабочих условиях, то по завершению апробации (тестирования) на основании актов, утвержденных руководством соответствующих таможенных органов, при отсутствии других подобных изделий, представленных другими разработчиками, принимается решение о размещении заказов на проведение работ по данной тематике на предприятии - разработчике, представившем макет (экспериментальный образец, тест - версию) ИТС, в порядке, определенном Указом Президента Российской Федерации от 08.04.97 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", Федеральным законом от 06.05.99 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" и Приказом ГТК России от 10.05.2000 N 375 "О порядке размещения заказов, организации и проведения конкурсов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможенных органов Российской Федерации".

4.4.2. При проведении ОКР по результатам НИР, выполненной по заказу ГТК России предприятием промышленности (Исполнителем), соответствующие работы размещаются у исполнителя НИР, как единственного поставщика, в соответствии с порядком, определенным Указом Президента Российской Федерации от 08.04.97 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", Федеральным законом от 06.07.99 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" и Приказом ГТК России от 10.07.2000 N 375 "О порядке размещения заказов, организации и проведения конкурсов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможенных органов Российской Федерации", с оформлением разрешения, предусмотренного указанными нормативно - правовыми документами, на проведение работ.

4.4.3. Работы по изготовлению установочной партии по результатам ОКР, выполненной по заказу ГТК России предприятием промышленности (Исполнителем), размещаются у исполнителя ОКР, как единственного поставщика, в порядке, определенном Указом Президента Российской Федерации N 305 от 08.04.97 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", Федеральным законом от 06.07.99 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" и Приказом ГТК России от 10.07.2000 N 375 "О порядке размещения заказов, организации и проведения конкурсов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможенных органов Российской Федерации", с оформлением разрешения, предусмотренного указанными нормативно - правовыми документами, на проведение работ.

4.4.4. Закупка работ по обеспечению эксплуатации (сопровождение программно - аппаратных комплексов (ПАК), послегарантийный ремонт и обслуживание ИТС, закупка ЗИП, модернизация (доработка) ИТС в целях наращивания технических характеристик и продления сроков службы информационно - технических средств (включая ПАК), выполнение мероприятий по авторскому послегарантийному надзору) и ремонту осуществляется у предприятий разработчиков - изготовителей (держателей подлинников РКД) указанной продукции, как у единственного поставщика, в порядке, определенном Указом Президента Российской Федерации N 305 от 08.04.97 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", Федеральным законом от 06.07.99 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" и Приказом ГТК России от 10.07.2000 N 375 "О порядке размещения заказов, организации и проведения конкурсов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможенных органов Российской Федерации", с оформлением разрешения, предусмотренного указанными нормативно - правовыми документами, на проведение работ";

4.5. Поставка изготовленных ИТС по п. 4.4 настоящего Положения в таможенные органы производится установленным в ГТК России порядком.

4.6. Копии РКД литеры "О1" на вновь созданное ИТС передаются из УСТАТТ, УООТМ в Главное управление тылового обеспечения (ГУТО) (в согласованном объеме) по акту приема - передачи для приобретения ИТС централизованно, на основании утвержденного плана закупок.

4.7. На основании приказа ГТК России о принятии на снабжение таможенных органов образца техники (продукта) название этого образца (продукта) вносится ГУТО в "Классификатор продукции, приобретаемой для оснащения таможенных органов Российской Федерации" для последующего включения в план закупок.

5. Заключительные положения

5.1. ОКР по созданию новых образцов ИТС считается завершенной, если проведены приемочные испытания и ООЭ ТСТК, РКД присвоена литера "О1" (имеются соответствующие акты и заключения) и копии РКД литеры "О1" переданы установленным порядком в ГУТО согласно п. 4.6 настоящего Положения, в том числе условия договора с головным исполнителем выполнены.

5.2. Разработанная РКД и изготовленный образец (образцы) ИТС являются собственностью заказчика.

По окончании ООЭ рекомендации по дальнейшему использованию опытных образцов приборов (комплексов, систем) дает заказчик, при этом опытные образцы могут передаваться в таможенные органы, ЦТЛ (РТЛ) или в РТА для организации учебного процесса.

5.3. Термины, применяемые в настоящем Положении, и их определения приведены в Приложении 4.

5.4. Перечень нормативно - технической документации, ссылка на которую сделана в настоящем Положении, приведен в Приложении 5.

Зам. Начальника РИТТУ,

полковник таможенной службы

С.А.ГЛАДКИХ

Зам. Начальника РТУ ТО,

полковник таможенной службы

Ю.Я.НОВИКОВ

Приложение 1

к Положению о порядке проведения

НИОКР и принятия на снабжение

таможенных органов Российской

Федерации вновь созданных ИТС

ПОРЯДОК ПОСТРОЕНИЯ, ИЗЛОЖЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ТЗ НИР

1. ТЗ НИР в общем случае должно состоять из следующих разделов:

- основание для проведения работ;

- цель и исходные данные для проведения работ;

- этапы НИР;

- основные требования к выполнению НИР;

- способ реализации результатов НИР;

- перечень технической документации, предъявляемой по окончании работ;

- порядок рассмотрения и приемки НИР и ее этапов;

- технико - экономическое обоснование;

- приложения.

Допускается уточнение содержания разделов, вводить новые разделы или объединение отдельных из них.

2. В разделе "Основание для проведения работ" указываются полное наименование документа (документов), на основании которого проводится работа, сроки начала и окончания работы.

3. В разделе "Цель и исходные данные для проведения работ" указываются цель проведения НИР, решаемые проблемы; проводится ли данная работа впервые или является продолжением выполненных работ, перечень научно - исследовательских работ, открытий, изобретений или других работ, на базе которых выполняется данная работа.

4. В разделе "Этапы НИР" указываются необходимые этапы выполнения НИР, сроки выполнения их исполнителями и чем заканчивается этап.

5. В разделе "Основные требования к выполнению НИР" устанавливаются основные технические требования, которые должны соблюдаться при проведении НИР. В общем случае указываются требования к номенклатуре параметров, численные значения которых необходимо получить, точность их определения, точности воспроизведения внешних условий, способы моделирования объектов исследования (математическое моделирование, физические модели, макеты, экспериментальные образцы и их количество, состав разрабатываемой документации для изготовления), особые требования по технике безопасности при проведении работ и др. требования, обеспечивающие успешное выполнение задач НИР.

6. В разделе "Способ реализации результатов НИР" указываются намечаемые пути использования результатов НИР, в том числе для разработки продукции, создания методик расчетов, испытаний, а также использование результатов НИР во внешнеэкономических связях.

7. В разделе "Перечень технической документации, предъявляемой по окончании работ" указываются документы, предъявляемые для рассмотрения и приемки НИР, а также организации (предприятия), которым направляется отчетная документация.

8. В разделе "Порядок рассмотрения и приемки НИР" указывается необходимость проведения рецензирования, принятия НИР комиссией, составление промежуточных отчетов.

9. В разделе "Технико - экономическое обоснование" приводятся ожидаемые преимущества новой продукции перед существующими отечественными и зарубежными аналогами, ориентировочная экономическая эффективность от внедрения этой продукции.

10. В приложении к ТЗ НИР в общем случае приводятся таблицы, схемы, перечни справочно - информационных, патентных материалов (отчеты о патентных исследованиях, формулы открытий, описания исходных изобретений) и других материалов, необходимых для выполнения НИР.

11. ТЗ НИР оформляется в соответствии с общими требованиями к текстовым конструкторским документам по ГОСТ 2.105-95, на листах формата А4 по ГОСТ 2.106-96, как правило, без рамки, основной надписи и дополнительных граф к ней. Номера листов (страниц) проставляются в верхней части листа (над текстом).

Приложение 2

к Положению о порядке проведения

НИОКР и принятия на снабжение

таможенных органов Российской

Федерации вновь созданных ИТС

ПОСТРОЕНИЕ, ИЗЛОЖЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ НА ОКР

1. Техническое задание должно состоять из разделов, располагаемых в следующем порядке:

- наименование и шифр разработки;

- основание для разработки;

- цель разработки и назначение изделия;

- технические требования, в том числе эксплуатационные;

- требования к стандартизации и унификации;

- технико - экономические показатели;

- эргономические требования;

- порядок разработки, испытаний, приемки изделий и окончания работ;

- приложения.

В зависимости от особенностей изделий допускается вводить и другие разделы.

Содержание разделов технического задания определяет заказчик в зависимости от типа изделия, специфики и условий его эксплуатации.

В техническом задании отдельные требования (величины), подлежащие уточнению в процессе разработки, записываются по типу "Окончательное требование (величина) ... уточняется в процессе разработки изделия и согласовывается с ... на стадии ...".

2. В разделе "Наименование и шифр разработки" указывается полное наименование разработки, включающее наименование изделия и его шифр.

3. В разделе "Основание для разработки" указываются полное наименование документа (документов), на основании которого (которых) должна проводиться разработка изделия, дата его (их) утверждения и организация, утвердившая документ (документы).

4. В разделе "Цель разработки и назначение изделия" указываются цель разработки, назначение изделия и его основные характеристики в условиях эксплуатации, общая характеристика области применения, а также перспективность изделия.

5. В разделе "Технические требования" указываются требования и нормы, устанавливающие технические характеристики, условия эксплуатации, конструктивные требования к изделию и, при необходимости, к его основным составным частям.

В этом же разделе перечисляются документы (правила, стандарты и т.п.), требованиям которых должно соответствовать изделие.

Раздел в общем случае должен состоять из следующих подразделов:

- технические характеристики (параметры);

- состав изделия;

- требования к конструкции и технологичности изделия;

- требования к сырью, исходным материалам и покупным изделиям;

- специальные требования (задаются по усмотрению заказчика);

- требования к надежности;

- эксплуатационные и ремонтные требования;

- требования к упаковке и маркировке;

- требования к хранению и транспортированию.

Расположение подразделов и требований в каждом подразделе должно зависеть от степени их важности и характера.

При необходимости допускается вводить другие подразделы, а также объединять несколько подразделов в один. В этом случае наименование объединенных подразделов следует составлять из наименований объединяемых подразделов.

Величины, определяющие требования и технические характеристики изделия, указываются с допускаемыми отклонениями или оговариваются их максимальные или минимальные значения.

Требования должны быть сформулированы четко, исключая возможность их неоднозначного толкования и субъективной оценки качества изделия.

Статистические параметры задаются с указанием уровня вероятности, которому соответствует данное значение параметра.

6. В подразделе "Технические характеристики (параметры)" указываются требования к характеристикам (параметрам) изделия, обеспечивающим выполнение возложенных на него задач, например:

- основные технические параметры изделия, в том числе параметры воздействий (сигналов), поступающих на сопрягаемые изделия от проектируемого изделия или поступающих на проектируемое изделие от сопрягаемых изделий, а также показатели, характеризующие точность работы, чувствительность, коэффициент полезного действия и т.п.;

- физико - химические, механические и другие свойства изделия.

7. В подразделе "Состав изделия" перечисляются основные составные части изделия (комплексы, сборочные единицы, комплекты, детали), а при необходимости и их назначение или проводят требования к составу изделия.

Для изделий, имеющих несколько модификаций (вариантов поставки или использования), отличающихся по количеству составных частей, должен быть приведен состав каждой модификации.

8. В подразделе "Требования к конструкции и технологичности изделия" в зависимости от вида и назначения изделия указываются:

- основные конструктивные требования к изделию и его основным составным частям (габаритные, установочные и присоединительные размеры; способ крепления изделия; запасы регулировки управления; усилия, требуемые для управления и обслуживания, и т.п.);

- показатели технической эстетики, органолептические, биологические, санитарно - гигиенические и другие показатели;

- требования к конструктивному оформлению, количество транспортируемых единиц, ограничение габаритов и массы транспортируемых единиц в состоянии готовности к транспортированию;

- вид исполнения (контейнерное, блочное, моноблочное и др.);

- возможность, быстрота и легкость сборки и разборки изделия при эксплуатации и ремонте;

- необходимость доступа к отдельным составным частям изделия для обслуживания и ремонта без демонтажа других составных частей;

- возможность применения инструментов и приспособлений для обслуживания, сборки и разборки, развертывания и свертывания;

- допустимость применения нестандартного инструмента и приспособлений;

- требования, исключающие возможность неправильной сборки и неправильного подключения кабелей и другие ошибки во время эксплуатации, обслуживания и ремонта изделий;

- требования к конструкции маскировочных средств;

- взаимозаменяемость изделия и его составных частей в условиях изготовления, эксплуатации и ремонта;

- масса изделия и ограничения по массе отдельных или изымаемых составных частей изделия;

- требования к средствам защиты (от влаги, солнечной радиации, вредных испарений, коррозии, насекомых, микроорганизмов, грызунов);

- требования к обеспечению безопасности обслуживающего персонала при эксплуатации, обслуживании и ремонте (от воздействия электрического напряжения, движущихся частей изделия, теплового воздействия, высокочастотных и радиационных полей, ядовитых паров и газов, вибраций, акустических шумов и т.п.);

- требования к виду и составу ЗИП, проверочных средств и специальной технологической оснастки, входящих в состав изделия, ремонтно - технологического оборудования, предназначенного для баз и ремонтных органов в целях поддержания изделия, в процессе эксплуатации, в работоспособном состоянии и для обеспечения ремонта изделий в таможнях;

- требования по максимальному использованию прогрессивных технологических процессов при производстве изделий, широкому применению унифицированного оборудования, технологической оснастки и т.п.

9. В подразделе "Требования к сырью, исходным материалам и покупным изделиям" указываются:

- требования к покупным изделиям, жидкостям, смазкам, краскам и другим материалам, разрешенным для применения при изготовлении, эксплуатации и ремонте изделия;

- ограничение номенклатуры (видов, марок, типоразмеров) применяемого сырья, материалов, покупных изделий (в том числе эксплуатационных материалов);

- возможность применения и (или) ограничения в применении дефицитных материалов и сплавов и изделий, содержащих эти материалы и сплавы;

- возможность применения сырья, материалов и изделий неотечественного производства (в том числе продукции, содержащей их);

- требования к физико - химическим, механическим и другим свойствам отдельных видов сырья и материалов, определяющих качество изделия;

- перечень видов сырья, материалов и покупных изделий, применение которых недопустимо или нежелательно (указывают по усмотрению заказчика).

10. В подразделе "Специальные требования" указываются:

- вид экспортного исполнения изделия;

- требования к патентной чистоте и патентоспособности изделия и его составных частей;

- требования к контролю изделия (ручной, автоматизированный), контрольно - поверочной аппаратуре и средствам обслуживания изделия;

- требования к взрывобезопасности и пожаростойкости изделия, материалов и лакокрасочных покрытий;

- требования к эксплуатации в аварийных ситуациях;

- требования к разработке средств для испытаний и моделирования изделия; необходимость разработки его математической модели;

- требования к методам испытаний изделия при разработке и серийном производстве;

- требования к обеспечению испытаний изделия на электромагнитную совместимость, радиоэлектронную маскировку и помехозащищенность;

- требования к метрологическим характеристикам и метрологическим поверкам (для аппаратуры контроля), их периодичности;

- требования к технической диагностике и ее уровню (определение работоспособности, необходимости и возможности ремонта, характера и местонахождения неисправностей и т.п.), исполнению средств технической диагностики (встроенные, подключаемые, передвижные и т.п.), объему, качеству и оперативности контроля параметров изделия при эксплуатации;

- специальные медицинские требования;

- требования к исключению помех, влияющих на другие изделия, а также взаимного влияния при одновременном применении двух и более изделий;

- требования к математическому обеспечению, необходимость и этапность отработки алгоритмов и программ (для вычислительных комплексов и других изделий, содержащих вычислительные средства).

11. В подразделе "Требования к надежности" устанавливаются количественные показатели надежности изделия, в том числе безотказности, долговечности, сохраняемости, контроле- и ремонтопригодности изделия, исходя из экономической эффективности изделия, а также показатели среднего времени восстановления, ресурса, срока службы, коэффициента технического использования и др.

12. В подразделе "Эксплуатационные и ремонтные требования" указываются условия эксплуатации (рабочие и предельные), во время и после которых изделие не должно разрушаться и должно нормально функционировать, а отклонение величин, определяющих технические показатели изделия, не должно превышать заданных; требования к изделию и его параметрам, определяемые спецификой условий эксплуатации, а также требования к техническому обслуживанию и ремонту изделия в условиях таможенных органов ГТК России.

В зависимости от вида и назначения изделия должны устанавливаться требования к нему в части:

- воздействия климатических условий (диапазон колебаний температуры, влажности и атмосферного давления; воздействие солнечной радиации, снега, инея, дождя, росы, морского тумана, агрессивных сред, защищенность от пыли, воды, брызг воды и т.д.);

- воздействия механических нагрузок (вибрационных, ударных, скручивающих, ветровых);

- износоустойчивости (в том числе от абразивного действия песка, пыли, снега, обледенения и др.);

- устойчивости к влиянию внешних физических полей (гравитационного, магнитного, электрического, электромагнитного излучения и др.);

- времени непрерывной работы;

- эксплуатационных режимов;

- необходимости обеспечения возможности дистанционного контроля состояния изделия и его составных частей;

- максимальной численности и квалификации персонала, эксплуатирующего изделие, необходимости обмена информацией между обслуживающим персоналом и способа обмена ею;

- вида обслуживания изделия (постоянно, периодически или без обслуживания);

- требований к автоматизации изделия;

- возможности, условий, объема и периодичности технического обслуживания и обязательных проверок;

- времени года и суток, в период которых изделие должно обеспечивать нормальную работу;

- возможности ремонта и эксплуатации изделия в труднодоступных районах;

- помехоустойчивости и помехозащищенности в условиях естественных помех;

- допустимости и уровня побочных каналов и бокового излучения и приема;

- специальных требований к эксплуатационной и ремонтной документации (номенклатура, габаритные размеры, требования к сохраняемости в условиях эксплуатации и т.п.).

13. В подразделе "Требования к упаковке и маркировке" указываются:

- требования к консервации и упаковке изделия (возможность консервации перед упаковкой, требования "вписываемости" в заданные габаритные размеры, возможность применения при консервации или расконсервации изделия специального оборудования или необходимость его разборки и т.п.);

- возможные варианты упаковки в зависимости от условий хранения и транспортирования;

- требования к таре, применяемым упаковочным материалам, а также способу упаковки;

- количество изделий, упаковываемых в одно укладочное или транспортное место;

- требования к маркировке, наносимой на изделие и упаковочную тару (место нанесения, способ нанесения, требования к содержанию маркировки, требования к качеству маркировки).

14. В подразделе "Требования к хранению и транспортированию" указываются:

- места хранения (открытая площадка, навес, закрытый неотапливаемый склад, отапливаемое помещение и т.п.);

- условия хранения (климатические факторы, наличие вредных испарений и др.);

- условия складирования изделий (в штабеля, на стеллажи, подкладки и т.п.);

- возможность и сроки обслуживания изделия во времени хранения (переконсервация, тренировка и др.);

- время, необходимое для обслуживания изделия в процессе длительного хранения;

- сроки хранения изделия в различных условиях и технических состояниях (различные степени готовности его к использованию);

- условия транспортирования;

- виды транспортных средств (авиасредства, крытые или открытые вагоны, платформы, вагоны - ледники, трюмы или палубы судов, закрытые отапливаемые автомашины и др.);

- необходимость и способы крепления при транспортировании;

- расстояния и скорости транспортирования;

- климатические условия при транспортировании изделия;

- специальные требования к изделию (необходимость защиты от воздействия солнечной радиации при транспортировании, защита от ударов при погрузке и выгрузке);

- ограничения в использовании изделия после транспортирования (возможность и время выдержки в рабочих условиях перед применением, необходимость обязательной проверки и др.).

15. В разделе "Требования к стандартизации и унификации" указываются количественные показатели уровня стандартизации и унификации изделия и требования к применению стандартных, унифицированных и ранее разработанных сборочных единиц и деталей.

В разделе указываются также состав и стадия представления материалов по оценке уровня стандартизации и унификации изделия, технико - экономической эффективности стандартизации и унификации изделия и сроки проведения экспертизы уровня и технико - экономической эффективности стандартизации и унификации изделия.

Заказчику предоставляется право устанавливать задания по разработке изделия в качестве базовой конструкции, по использованию существующих базовых конструкций и ограничению номенклатуры комплектующих элементов, указывать, с каким изделием (изделиями) должно быть в первую очередь унифицировано разрабатываемое изделие, вплоть до указания составных частей, подлежащих применению, а также устанавливать (задавать) коэффициент применяемости и повторяемости на эксплуатационные и расходные материалы, эксплуатационное оборудование, контрольно - измерительную аппаратуру, инструмент, принадлежности и т.д.

16. В разделе "Технико - экономические показатели" указываются технико - экономические требования к изделию и разработке:

- технико - экономические преимущества разрабатываемого изделия по сравнению с лучшими отечественными и зарубежными образцами (при необходимости);

- ориентировочная экономическая эффективность от внедрения разрабатываемых изделий в производство и эксплуатацию (по усмотрению заказчика);

- ориентировочная стоимость каждого этапа разработки и испытания опытного образца (образцов);

- стоимость организации серийного производства изделия;

- ориентировочная стоимость изделия при его серийном производстве;

- ориентировочная стоимость ввода изделия в эксплуатацию;

- годовая стоимость эксплуатации изделия и годовая стоимость содержания изделия в процессе длительного хранения (по усмотрению заказчика);

- предполагаемая годовая потребность в изделии в первые годы серийного производства (по усмотрению заказчика).

В разделе дают рекомендации по снижению затрат на разработку и изготовление опытных образцов изделия и указывают этап разработки, на котором должны быть представлены расчеты и обоснование выполнения заданных технико - экономических требований (по усмотрению заказчика).

17. В разделе "Эргономические требования" излагаются соответствующие требования, порядок и последовательность учета инженерно - психологических факторов на всех стадиях разработки и испытаний изделия и учебно - тренировочных средств к нему, в том числе требования:

- к уровню автоматизации (распределение функций между человеком и изделием);

- к средствам взаимодействия оператора с изделием;

- к техническим средствам подготовки;

- к условиям обитаемости;

- к уровню стандартизации и унификации средств, связанных с деятельностью человека.

18. В разделе "Порядок разработки, испытаний, приемки изделий и окончания работ" указываются:

- наименования обязательных стадий разработки и этапов работ в соответствии с ГОСТ 2.103-68 и, при необходимости, сроки их выполнения;

- этап, на котором разработчик должен провести тактико - технико - экономическое обоснование разработки создаваемого изделия и сравнение его с аналогичными изделиями, разрабатываемыми и (или) находящимися на вооружении (снабжении);

- этап, на котором заканчивается работа (эскизный или технический проект, макет или опытный образец, приемочные испытания или ООЭ).

По решению заказчика в разделе, кроме того, указывают:

- порядок приемки работы и отчетности на каждом этапе;

- порядок приемки работы в целом и отчетности;

- порядок испытаний и приемки опытного образца (образцов);

- количество образцов изделия, номенклатуру или вид средств эксплуатационного обслуживания, вид ЗИП и документацию, предъявляемую на заводские и приемочные испытания;

- место (организация, предприятие) проведения испытаний, сроки испытаний и т.п.;

- документацию и виды испытаний, результаты которых должны быть представлены комиссии, проводящей приемочные и другие испытания;

- стадии разработки, на которых должны быть проверены конструктивные запасы и апробированы нормы при испытаниях по основным параметрам, в том числе в режимах, превышающих заданные техническим заданием условия эксплуатации;

- конструкторские документы, представляемые на каждой стадии разработки (проектные, рабочие, эксплуатационные, ремонтные и учебные плакаты), с указанием, какие документы подлежат согласованию и утверждению в соответствии с требованиями ГОСТ 2.902-68;

- изделия (макеты, опытные образцы и др.), представляемые на каждом этапе.

19. В приложениях к техническому заданию, при необходимости, могут быть приведены перечни чертежей, схем, расчетов, необходимых для разработки изделия, справочные материалы, перечень заинтересованных организаций (предприятий), с которыми должны согласовываться конкретные технические (конструкторские и технологические) решения и уточнения технического задания, необходимость в которых может возникнуть в процессе разработки изделия и при защите эскизного или технического проектов. Кроме того, в приложении, при необходимости, указывают предполагаемое предприятие - изготовитель (головное) изделия, перечень нового технологического оборудования, подлежащего разработке, и т.п.

20. Техническое задание оформляется в соответствии с общими требованиями к текстовым документам по ГОСТ 2.105-95 на листах формата 11 по ГОСТ 2.301-68, без рамки, основной надписи и дополнительных граф к ней.

Схемы, чертежи и таблицы допускается выполнять на листах форматов 12 и 22.

Номера листов (страниц) следует проставлять в верхней части листа (над текстом).

Титульный лист технического задания выполняется с полями, расположенными в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95.

Приложение 3

к Положению о порядке проведения

НИОКР и принятия на снабжение

таможенных органов Российской

Федерации вновь созданных ИТС

ЭТАПЫ ОКР И СТАДИИ РАЗРАБОТКИ РКД

-----------------------------------------------------------------¬

¦ Этапы ОКР ¦Стадии разработки конструкторской¦

¦ ¦ документации по ГОСТ 2.103-68 ¦

+----------------------------------------------------------------+

¦Разработка эскизного проекта ¦Эскизный проект ¦

¦ОКР ¦ ¦

+----------------------------------------------------------------+

¦Разработка технического ¦Технический проект ¦

¦проекта ОКР ¦ ¦

+----------------------------------------------------------------+

¦Разработка рабочей конструк- ¦Рабочая конструкторская ¦

¦торской документации для ¦документация опытного образца ¦

¦изготовления опытного образца ¦(опытной партии) изделия, ¦

+------------------------------+предназначенного для серийного ¦

¦Изготовление опытного образца ¦(массового) производства ¦

¦(опытной партии) и проведение ¦(РКД с присвоением литеры "О1" ¦

¦предварительных испытаний ¦по результатам приемочных ¦

+------------------------------+испытаний с учетом ООЭ опытного ¦

¦Проведение приемочных испыта- ¦образца) ¦

¦ний опытного образца (опытной ¦ ¦

¦партии) ¦ ¦

+------------------------------+ ¦

¦Корректировка рабочей конст- ¦ ¦

¦рукторской документации и ¦ ¦

¦доработка опытного образца ¦ ¦

¦(опытной партии) по результа- ¦ ¦

¦там приемочных испытаний ¦ ¦

+------------------------------+ ¦

¦Проведение опытной оперативной¦ ¦

¦эксплуатации (ООЭ), корректи- ¦ ¦

¦ровка рабочей конструкторской ¦ ¦

¦документации и доработка опыт-¦ ¦

¦ного образца (опытной партии) ¦ ¦

¦по результатам ООЭ ¦ ¦

------------------------------------------------------------------

Примечания. 1. В зависимости от характера и сложности ОКР, степени предварительной проработки темы допускается исключать этапы разработки эскизного или технического проекта, если это предусмотрено в ТЗ.

Допускается при модернизации образца этапы эскизного и технического проектов не выполнять, если это предусмотрено в ТЗ.

2. При отсутствии этапа разработки эскизного (технического) проекта ОКР работы, предусмотренные этим этапом, должны быть выполнены на этапе разработки технического (эскизного) проекта ОКР.

Приложение 4

к Положению о порядке проведения

НИОКР и принятия на снабжение

таможенных органов Российской

Федерации вновь созданных ИТС

ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ ПОЛОЖЕНИИ, И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

-----------------------------------------------------------------¬

¦ Термин ¦ Определение ¦

+----------------------------------------------------------------+

¦1. Заказчик ¦Управление ГТК России, по заказам которого¦

¦ ¦осуществляется создание (модернизация), из-¦

¦ ¦готовление и поставка ИТС или за которым¦

¦ ¦закреплена соответствующая номенклатура ИТС ¦

¦(в ред. Приказов ГТК РФ от 10.03.2000 N 179, от 27.07.2000¦

¦N 636) ¦

¦ ¦ ¦

¦2. Информационно - ¦См. п. 1.3 настоящего Положения ¦

¦технические средст-¦ ¦

¦ва (ИТС) ¦ ¦

¦ ¦

¦ ¦ ¦

¦3. Опытный образец ¦ИТС, изготовленное по вновь разработанной¦

¦ИТС ¦рабочей конструкторской документации и тех-¦

¦ ¦нологии опытного производства для проверки¦

¦ ¦его соответствия ТЗ на ОКР и правильности¦

¦ ¦принятых технических решений в целях прове-¦

¦ ¦дения испытаний ¦

¦ ¦

¦ ¦ ¦

¦4. Макет ¦Изделие, представляющее собой упрощенное¦

¦ ¦воспроизведение разрабатываемого ИТС или его¦

¦ ¦составные части и предназначенное для про-¦

¦ ¦верки технических решений ¦

¦ ¦

¦ ¦ ¦

¦5. Опытно - конст- ¦Комплекс работ, выполняемых по единому ис-¦

¦рукторская работа ¦ходному документу (ТЗ) для создания (модер-¦

¦по созданию образца¦низации) образца ИТС, включая приемочные ис-¦

¦ИТС ¦пытания и опытную оперативную эксплуатацию¦

¦ ¦опытного образца ¦

¦ ¦

¦ ¦ ¦

¦6. Техническое ¦Исходный технический документ, утверждаемый¦

¦задание на выполне-¦заказчиком и устанавливающий комплекс техни-¦

¦ние ОКР ¦ческих требований к создаваемому образцу, а¦

¦ ¦также требования к содержанию, объему и сро-¦

¦ ¦кам выполнения ОКР ¦

¦ ¦ ¦

¦7. Головной испол- ¦Организация промышленности (госпредприятие,¦

¦нитель ОКР (испол- ¦ТОО, АОЗТ, ОАО и др.), возглавляющая¦

¦нитель) ¦выполнение ОКР, координирующая работу¦

¦ ¦исполнителей составных частей ОКР и¦

¦ ¦отвечающая за выполнение работы в целом по¦

¦ ¦договору с заказчиком ¦

¦ ¦ ¦

¦8. Головной изгото-¦Предприятие, изготавливающее опытный обра-¦

¦витель (изготови- ¦зец, отвечающее за изготовление опытного об-¦

¦тель) ¦разца в целом и участвующее в его разработке¦

¦ ¦ ¦

¦9. Этап ОКР ¦Самостоятельная часть ОКР, являющаяся объек-¦

¦ ¦том планирования и финансирования ¦

¦ ¦ ¦

¦10. Научно - ¦Комплекс работ, выполняемых по единому ис-¦

¦исследовательская ¦ходному документу (ТЗ НИР), предшествующих¦

¦работа (НИР) ¦проведению ОКР по созданию ИТС ¦

¦ ¦

¦ ¦ ¦

¦11. Эксперименталь-¦Образец изделия, вещества, материала для¦

¦ный образец (ЭО) ¦проведения исследовательских испытаний, соз-¦

¦ ¦данный в процессе НИР и обладающий основными¦

¦ ¦признаками продукции, намечаемой к разработ-¦

¦ ¦ке (ЭО не является опытным образцом ИТС) ¦

¦ ¦

¦ ¦ ¦

¦12. Российская ¦Высшее учебное и научное заведение ГТК Рос-¦

¦таможенная академия¦сии ¦

¦ ¦ ¦

¦13. Опытно - ¦Комплекс работ, выполняемый в соответствии с¦

¦технологические ¦ТЗ для разработки технической документации¦

¦работы ¦на вещества, материалы и т.п. и технологи-¦

¦ ¦ческого процесса, включая приемочные испыта-¦

¦ ¦ния опытных партий веществ, материалов и¦

¦ ¦т.п. ¦

------------------------------------------------------------------

Приложение 5

к Положению о порядке проведения

НИОКР и принятия на снабжение

таможенных органов Российской

Федерации вновь созданных ИТС

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, ССЫЛКА НА КОТОРУЮ СДЕЛАНА В НАСТОЯЩЕМ ПОЛОЖЕНИИ

-----------------------------------------------------------------¬

¦ НТД ¦ Название документа ¦

+----------------------------------------------------------------+

¦ГОСТ 2.601-95 ¦ЕСКД. Эксплуатационные документы ¦

¦ГОСТ 2.102-68 ¦ЕСКД. Виды и комплектность конструкторских ¦

¦ ¦документов ¦

¦ГОСТ 2.105-95 ¦ЕСКД. Общие требования к текстовым документам ¦

¦ГОСТ 2.503-90 ¦ЕСКД. Правила внесения изменений ¦

¦ГОСТ 2.106-96 ¦ЕСКД. Текстовые документы ¦

¦ГОСТ 15.101-80 ¦СРППП. Порядок проведения НИР. Основные положе- ¦

¦ ¦ния ¦

¦ГОСТ 7.32-81 ¦ССИБИД. Отчет о НИР. Структура и правила ¦

¦ ¦оформления ¦

¦ГОСТ 2.902-68 ¦ЕСКД. Порядок проверки, согласования и утвержде-¦

¦ ¦ния документации ¦

¦ГОСТ 2.501-88 ¦ЕСКД. Правила учета и хранения ¦

¦ГОСТ 15.001-88 ¦СРППП. Продукция производственно - технического ¦

¦ ¦назначения ¦

¦ГОСТ 2.119-73 ¦ЕСКД. Эскизный проект ¦

¦ГОСТ 2.120-73 ¦ЕСКД. Технический проект ¦

¦ГОСТ 2.124-85 ¦ЕСКД. Порядок применения покупных изделий ¦

¦ГОСТ 2.109-73 ¦ЕСКД. Основные требования к чертежам ¦

¦ГОСТ 2.114-95 ¦ЕСКД. Технические условия ¦

¦ГОСТ 2.104-68 ¦ЕСКД. Основные надписи ¦

------------------------------------------------------------------

Приложение 2

к Приказу ГТК России

от 17 марта 1999 г. N 178

Утверждаю

Заместитель Председателя

Государственного таможенного

комитета Российской Федерации,

генерал - лейтенант

таможенной службы

Г.М.АНУФРИЕВ

5 февраля 1999 года

Согласовано

Начальник Управления

организации таможенной

службы ГТК России,

генерал - полковник

таможенной службы

С.М.БЕКОВ

25 ноября 1998 года

Начальник Финансового

управления ГТК России,

полковник таможенной службы

С.В.МАЛЕНКО

19 декабря 1998 года

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОПЫТНОЙ ОПЕРАТИВНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО - ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

1. Общие положения

1.1. В настоящем Положении используются следующие сокращения:

ОКР - опытно - конструкторская работа;

ООЭ - опытная оперативная эксплуатация;

ИТС - информационно - технические средства.

1.2. Настоящим Положением определяется порядок организации и проведения опытной оперативной эксплуатации (ООЭ) информационно - технических средств в таможенных органах.

2. Цель опытной оперативной эксплуатации технических средств таможенного контроля

ООЭ информационно - технических средств (ИТС) проводится с целью всесторонней проверки (в том числе уточнения) оперативных, технических и эксплуатационных характеристик ИТС в реальных условиях производства таможенного контроля, отработки технологии их оперативного применения, а также выработки рекомендаций по оснащению таможенных органов Российской Федерации ИТС.

3. Объекты опытной оперативной эксплуатации

3.1. ООЭ подвергаются:

- опытные образцы ИТС, разработанные по заказам ГТК России, для набора статистических данных по их работоспособности в реальных условиях эксплуатации, подготовки предложений и рекомендаций, направленных на улучшение технических и эксплуатационных характеристик, отработки эксплуатационной документации. ООЭ проводится в рамках договора на проведение опытно - конструкторской работы (ОКР), заключаемого Управлением спецтехники и автоматизации таможенных технологий (УСТАТТ), Управлением организации оперативно - технических мероприятий (УООТМ) с предприятием - разработчиком;

- серийно изготавливаемые образцы зарубежных ИТС в целях определения целесообразности их закупок для таможенных органов Российской Федерации;

- образцы приборов и устройств, применяемых ФСБ России, МВД России и другими государственными органами для решения задач, близких к задачам таможенной службы, в целях определения возможности их использования таможенными органами непосредственно, а также оценки целесообразности их доработок (модернизации) для обеспечения такого использования;

- доработанные и модернизированные образцы приборов и устройств, применяемые таможенными органами.

3.2. В результате ООЭ должны быть:

- получены статистические данные, на основе которых вырабатываются решения о целесообразности, возможностях и вариантах использования образца ИТС таможенными органами и о возможностях осуществления их серийных закупок;

- разработаны и откорректированы проекты методических указаний по использованию ИТС с учетом замечаний и рекомендаций по эксплуатационной документации;

- даны предложения по реализации рекомендаций таможенных органов, направленных на улучшение технических и эксплуатационных характеристик, и, при необходимости, откорректирована конструкторская документация для серийного производства;

- даны при необходимости предложения по изменению или уточнению существующих технологий и методов таможенного контроля.

При этом могут быть разработаны предложения по основным направлениям дальнейших работ с целью создания перспективных образцов ИТС с повышенными оперативно - техническими и эксплуатационными характеристиками.

3.3. Для сравнения оперативно - технических и эксплуатационных характеристик с целью получения более достоверных статистических данных может проводиться ООЭ двух или более образцов ИТС одинакового назначения (исходя из целесообразности - в различных таможенных органах на сходных участках таможенного контроля). В этом случае результаты ООЭ являются одним из главных объективных критериев для принятия решения руководством ГТК России о выборе для оснащения таможенных органов конкретного образца ИТС из числа участвующих в ООЭ.

3.4. ООЭ состоящих на обеспечении таможенных органов ИТС может проводиться в целях проверки новых или уточнения существующих технологий и методов таможенного контроля или определения возможности использования этих средств для решения вновь возникших оперативных задач.

4. Порядок организации опытной оперативной эксплуатации

4.1. ООЭ проводится на основании:

- приказа ГТК России, если ее организация и проведение будут связаны с командировочными и иными расходами таможенного органа, в котором предусмотрено проведение ООЭ; проект приказа готовится УСТАТТ и согласовывается с Главным управлением организации таможенного контроля (ГУОТК) и Главным финансово-экономическим управлением (ГФЭУ)(в случае, если ООЭ проводится по пункту 3.3 настоящего Положения, проект приказа готовит ГУОТК и согласовывает с УСТАТТ, УООТМ и ГФЭУ);

- письма УСТАТТ, УООТМ если ее организация и проведение не будут связаны с командировочными и иными расходами таможенного органа;

- приказа начальника таможенного органа (регионального таможенного управления, таможни).

4.2. Приказом (письмом УСТАТТ, УООТМ) определяются цели и задачи ООЭ, место и сроки ее проведения, подразделения (организации) - участники ООЭ, ответственные лица по проведению ООЭ, порядок и объем финансирования работ (при необходимости).

4.3. Порядок проведения ООЭ, перечень контролируемых при этом параметров ИТС и способы их определения, критерии оценки результатов, порядок отчетности и другие вопросы регламентируются программой ООЭ.

Программа ООЭ разрабатывается УСТАТТ, УООТМ (по новым образцам ИТС - совместно с их разработчиками), согласовывается с таможенным органом, выбранным для проведения ООЭ, и утверждается начальником УСТАТТ, УООТМ. При проведении ООЭ по пункту 3.3 настоящего Положения программа разрабатывается и утверждается ГУОТК совместно с УСТАТТ, УООТМ. При проведении ООЭ по инициативе таможенного органа в УСТАТТ, УООТМ представляется техническая и эксплуатационная документация ИТС для принятия решения о необходимости проведения ООЭ. В этом случае программа ООЭ разрабатывается таможенным органом с учетом требований настоящего Положения и согласовывается с УСТАТТ, УООТМ.

4.4. Для проведения ООЭ, исходя из назначения и функциональных возможностей средств, выбирается таможенный орган по критериям:

- расположение;

- особенности работы;

- подготовленность оперативного и технического состава и т.д.

Выбор места проведения ООЭ осуществляется УСТАТТ, УООТМ по согласованию с ГУОТК и таможенным органом.

4.5. В отдельных случаях для решения возникающих в ходе ООЭ вопросов технико - эксплуатационного характера, анализа результатов и выработки выводов и предложений по использованию ИТС может назначаться комиссия (необходимость назначения комиссии оговаривается в приказе ГТК России, как правило, для наиболее сложных образцов ИТС).

5. Порядок проведения опытной оперативной эксплуатации ИТС

5.1. Начальник таможенного органа определяет своим приказом ответственных сотрудников для проведения ООЭ и их обязанности. Рекомендуется привлекать к ООЭ наиболее опытных, инициативных и технически подготовленных сотрудников.

5.2. Объекты ООЭ принимаются на учет в таможенном органе (с оформлением соответствующего акта) и закрепляются за сотрудниками. При проведении ООЭ сложных установок и комплексов ИТС могут назначаться ответственные и по их отдельным системам.

5.3. При необходимости начальник таможенного органа на период ООЭ определяет своим приказом внесение необходимых изменений в технологические схемы таможенного оформления и таможенного контроля на отдельных этапах или введение дополнительных процедур в целях обеспечения эффективного применения ИТС в процессе таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств в конкретном отделе таможенного оформления и таможенного контроля (таможенном посту).

5.4. Руководящий, оперативный, технический и оперативно - технический состав таможенного органа, участвующий в ООЭ, должен изучить документы по ее проведению (приказ, программу, методики, меры безопасности, настоящее Положение), эксплуатационную документацию и постоянно руководствоваться ими при выполнении работ.

5.5. При проведении ООЭ сложных ИТС (рентгеновской техники, образцов с радионуклиидными источниками и т.д.) проводится обучение сотрудников таможенных органов в организациях - разработчиках (порядок и необходимость обучения оговариваются в программе ООЭ).

5.6. Программа ООЭ должна состоять из следующих основных разделов:

5.6.1. Цель ООЭ:

Ставятся задачи, которые необходимо решить в ходе проведения и анализа результатов ООЭ.

5.6.2. Время и место проведения ООЭ:

Приводятся сведения о таможенном органе, где проводится ООЭ, реальные сроки ее проведения, указывается количество образцов.

5.6.3. Порядок проведения ООЭ:

Указываются:

- порядок и условия доставки ИТС к месту проведения ООЭ и передачи его таможенному органу, распределение обязанностей разработчика и таможенного органа по техническому обслуживанию аппаратуры (прибора, устройства) в период проведения ООЭ, требования по обучению оперативного и технического состава таможенного органа на всех этапах проведения ООЭ, порядок инструктажей по технике безопасности, электро- и пожарной безопасности;

- обязанности по подготовке и проведению ООЭ должностных лиц оперативного и технического состава таможенного органа, в котором проводится ООЭ;

- условия проведения ООЭ;

- порядок сбора, обобщения, документирования статистических данных, полученных в ходе ООЭ, и ведения журнала учета замечаний и рекомендаций;

- средства метрологического обеспечения, необходимые для проведения ООЭ (при необходимости);

- методики обработки количественных и качественных данных, полученных при проведении ООЭ;

- достаточное время наработки испытуемой аппаратуры (прибора, устройства) или необходимое количество проводимых операций;

- соблюдение режима секретности (при необходимости);

- предложения по дальнейшему использованию образцов по окончании ООЭ в таможенном органе.

5.6.4. Отчетность о проведении и результатах ООЭ:

Таможенный орган, проводивший ООЭ, оформляет отчет, содержащий:

- краткое содержание документов, на основании которых проводится ООЭ, с указанием ее целей и задач, даты начала и окончания ООЭ;

- описание объекта ООЭ и условий, в которых она проводилась, суммарное время работы аппаратуры (прибора, устройства);

- результаты ООЭ (по каждому пункту утвержденной программы) с указанием фактически выполненного объема работ, с оформлением протоколов;

- выводы, предложения по уточнению эксплуатационной документации и методические указания по применению ИТС;

- заключение, в котором отмечается степень выполнения программы ООЭ и излагается предложение по дальнейшему использованию ИТС (например, принять образец ИТС на обеспечение таможенных органов или принять после реализации рекомендаций и т.д.).

К отчету также прикладываются:

- перечень выявленных в ходе ООЭ недостатков и рекомендаций таможенных органов по улучшению оперативно - технических характеристик;

- перечень отказов и неисправностей ИТС и материалы их анализа;

- проекты документов (методические указания по применению ИТС), регламентирующих технологию оперативной эксплуатации ИТС, если это предусмотрено программой ООЭ;

- альбом фотоиллюстраций, схемы размещения объектов ООЭ в технологическом потоке и на местности (если объекты ООЭ или технология их применения сложны и требуют пояснения);

- другие документы, представление которых предусмотрено программой ООЭ.

Отчет таможенного органа подписывают лица, ответственные за проведение ООЭ, и утверждает начальник таможенного органа.

Подготовленный отчет высылается в адрес УСТАТТ, УООТМ(ГУОТК) в сроки, указанные в приказе ГТК России (письме УСТАТТ,УООТМ) по проведению ООЭ.

УСТАТТ, УООТМ разрабатывает план реализации рекомендаций и согласовывает сроки исполнения с таможенным органом.

5.7. При невозможности выполнения ООЭ в установленный срок или невозможности выполнения программы ООЭ в полном объеме представляется доклад начальнику УСТАТТ, УООТМ (ГУОТК в случае проведения ООЭ на основе приказа ГТК России) с изложением причин невыполнения приказа и предложениями комиссии (по изменению сроков ООЭ и т.д.).

5.8. Все неисправности и отказы ИТС, возникающие в ходе ООЭ, должны протоколироваться. Анализ неисправностей, возникших в ходе ООЭ, должен производиться УСТАТТ, УООТМ совместно с разработчиком ИТС.

Доработка опытных образцов ИТС по результатам ООЭ (рекомендации таможенных органов) должна проводиться по дополнительному соглашению к договору на ОКР, если рекомендации требуют изменений в техническом задании. После проведения доработки ИТС ООЭ проводится повторно.

5.9. Отчет по результатам ООЭ рассматривается УСТАТТ, УООТМ (по пункту 3.3 - ГУОТК с участием УСТАТТ, УООТМ), которое информирует ГУОТК и готовит заключение руководству ГТК России.

Начальники таможенных органов по представлению УСТАТТ, УООТМ или ГУОТК поощряют отличившихся сотрудников, участвовавших в проведении и организации ООЭ.

Начальник Регионального информационно - технического таможенного управления, полковник таможенной службы

Л.М.УХЛИНОВ

  • 17.03.1999
  • 10.03.2000
  • 27.07.2000