О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П Р И К А З
от 26 ноября 2010 г. N 1241
г. Москва
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373
Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г.
Регистрационный N 19707
В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный N 15785).
Министр
А. Фурсенко
Приложение
ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
1. Пункт 16 изложить в следующей редакции:
«16. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы:
1) пояснительная записка;
2) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
3) учебный план начального общего образования;
4) программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
5) программы отдельных учебных предметов, курсов;
6) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
7) программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
8) программа коррекционной работы;
9) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Основная образовательная программа начального общего образования в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования.»
2. Пункт 17 дополнить абзацами следующего содержания:
«Реализация основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самим образовательным учреждением. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в образовательной программе начального общего образования предусматриваются:
учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
внеурочная деятельность.»
3. Пункт 19.3 изложить в следующей редакции:
«19.3. Учебный план начального общего образования (далее — учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий обьем нагрузки и максимальный обьем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
Основная образовательная программа начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Учебные планы обеспечивают в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования*, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, а также возможность их изучения, и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей приведены в таблице:
+--------------------------------------------------------------------+
|No.| Предметные области | Основные задачи реализации содержания |
|п/п| | |
|--------------------------------------------------------------------|
| | | Формирование первоначальных |
| | | представлений о единстве и |
| 1 |Филология | многообразии языкового и культурного |
| | | пространства России, о языке как |
| | | основе национального самосознания. |
| | | Развитие диалогической и |
| | | монологической устной и письменной |
| | | речи, коммуникативных умений, |
| | | нравственных и эстетических чувств, |
| | | способностей к творческой деятепь- |
| | | нисти |
|--------------------------------------------------------------------|
| | | Развитие математичвскской речи |
| | | логического и алгоритмического |
| 2 |Математика и информатика| мышления, воображения, обеспечение |
| | | первоначальных представлений о |
| | | компьютерной грамотности |
|--------------------------------------------------------------------|
| | | Формирование уважительного отношения |
| | | к семье, населенному пункту, региону. |
| | | России, историй, культуре, природе |
| | | нашей страны, ее современной жизни. |
| | | Осознание ценности, целостности и |
| |Обществознание и | многообразия окружающего мира, своего |
| 3 |естествознание | места в нем. Формирование модели |
| |(Окружающий мир) | безопасного поведения в условиях |
| | | повседневной жизни и в различных |
| | | опасных и чрезвычайных ситуациях. |
| | | Формирование психологической культуры |
| | | и компетенции для обеспечения |
| | | эффективного и безопасного |
| | | взаимодействия в социуме |
|--------------------------------------------------------------------|
| | | Воспитание способности к духовному |
| | | развитию, нравственному |
| |Основы | самосовершенствованию. Формирование |
| 4 |духовно-нравственной | первоначальных представлений о |
| |культуры народов России | светской этике, об отечественных |
| | | традиционных религиях, их роли в |
| | | культуре, истории и современности |
| | | России |
|--------------------------------------------------------------------|
| | | Развитие способностей к |
| | | художественно-образному, |
| | | эмоционально-ценностному восприятию |
| 5 |Искусство | произведений изобразительного и |
| | | музыкального искусства, выражению в |
| | | творческих работах своего отношения к |
| | | окружающему миру |
|--------------------------------------------------------------------|
| | | Формирование опыта как основы |
| | | обучения и познания, осуществление |
| | | поисково-аналитической деятельности |
| | | для практического решения прикладных |
| 6 |Технология | задач с использованием знаний, |
| | | полученных при изучении других |
| | | учебных предметов, формирование |
| | | первоначального опыта практической |
| | | преобразовательной деятельности |
|--------------------------------------------------------------------|
| | | Укрепление здоровья, содействие |
| | | гармоничному физическому, |
| | | нравственному и социальному развитию, |
| | | успешному обучению, формирование |
| 7 |Физическая культура | первоначальных умений саморегуляции |
| | | средствами физической культуры. |
| | | Формирование установки на сохранение |
| | | и укрепление здоровья, навыков |
| | | здорового и безопасного образа жизни |
+--------------------------------------------------------------------+
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и болев 3210 часов.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает:
учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.
___________________
<*> Данная программа разрабатывается при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограни-ченными возможностями здоровья.
Законодательство Российской Федерации в обпасти образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании». принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования (пункт 1 статьи 3 Закона Российской Федерации «Об образовании»).»