Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П Р И К А З
от 18 октября 2013 г. N 544н
г. Москва
Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 декабря 2013 г.
Регистрационный N 30550
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
2. Установить, что профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Министр
М. Топилин
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 октября 2013 г. N 544н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ПЕДАГОГ
(ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ, НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ,
ОСНОВНОМ ОБЩЕМ, СРЕДНЕМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ)
(ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ)
+----------------+
¦ 1 ¦
+----------------+
Регистрационный
номер
I. Общие сведения
+----------+
Дошкольное образование ¦ ¦
Начальное общее образование ¦ ¦
Основное общее образование ¦ 01.001 ¦
Среднее общее образование ¦ ¦
------------------------------------------------------------- +----------+
(наименование вида профессиональной деятельности) Код
Основная цель вида профессиональной деятельности:
+-------------------------------------------------------------------------+
¦Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам¦
¦образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение) ¦
+-------------------------------------------------------------------------+
Группа занятий:
+----------------------------------------------------------------+
| 2320 | Преподаватели в | 3320 | Персонал дошкольного |
| | средней школе | | воспитания и образования |
+----------------------------------------------------------------+
| 2340 | Преподаватели в | 3330 | Преподавательский |
| | системе | | персонал специального |
| | специального | | обучения |
| | образования | | |
+----------------------------------------------------------------+
| 3310 |Преподавательский | | |
| | персонал | | |
| | начального | | |
| | образования | | |
+----------------------------------------------------------------+
(код ОКЗ (наименование) (код ОКЗ) (наименование)
<1>)
________________________
<1> Общероссийский классификатор занятий.
Отнесение к видам экономической деятельности:
+----------+--------------------------------------------------------------+
| 80.10.1. | Услуги в области дошкольного и начального общего образования |
+-------------------------------------------------------------------------+
| 80.21.1. | Услуги в области основного общего и среднего (полного) общего|
| | образования |
+-------------------------------------------------------------------------+
(код КВЭД (наименование вида экономической деятельности)
<2>)
__________________________
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
+----------------------------------------+------------------------------------------------+
| Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции |
+-----------------------------------------------------------------------------------------+
| код | наименование | уровень | наименование | код | уровень |
| | | квалификации | | | (подуровень) |
| | | | | | квалификации |
+-----------------------------------------------------------------------------------------+
| A | Педагогическая | 6 | Общепедагогическая | A/01.6| 6 |
| | деятельность | | функция. Обучение | | |
| |по проектированию | | | | |
| | и реализации | |--------------------|-------|-------------------|
| |образовательного | | Воспитательная | A/02.6| 6 |
| | процесса в | | деятельность | | |
| |образовательных | | | | |
| | организациях | |--------------------|-------|-------------------|
| | дошкольного, | | Развивающая | A/03.6| 6 |
| |начального общего, | | деятельность | | |
| |основного общего, | | | | |
| | среднего общего | | | | |
| | образования | | | | |
+-----------------------------------------------------------------------------------------+
| B | Педагогическая | 5 - 6 | Педагогическая | B/01.5| 5 |
| | деятельность по | | деятельность по | | |
| | проектированию и | |реализации программ | | |
| | реализации | | дошкольного | | |
| | основных | | образования | | |
| |общеобразовательных| | | | |
| | программ | | | | |
| | | |------------------------------------------------|
| | | | Педагогическая | B/02.6| 6 |
| | | | деятельность по | | |
| | | | реализации программ| | |
| | | | начального общего | | |
| | | | образования | | |
| | | |------------------------------------------------|
| | | | Педагогическая | B/03.6| 6 |
| | | | деятельность по | | |
| | | |реализации программ | | |
| | | |основного и среднего| | |
| | | | общего образования | | |
| | | |------------------------------------------------|
| | | | Модуль "Предметное | B/04.6| 6 |
| | | | обучение. | | |
| | | | Математика" | | |
| | | |------------------------------------------------|
| | | | Модуль "Предметное | B/05.6| 6 |
| | | | обучение. | | |
| | | | Русский язык" | | |
+-----------------------------------------------------------------------------------------+
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование Педагогическая Код A Уровень квалификации 6
деятельность по
проектированию
и реализации
образовательного
процесса в
образовательных
организациях
дошкольного,
начального общего,
основного общего,
среднего общего
образования
Происхождение Оригинал X Заимствовано из оригинала
обобщенной
трудовой функции
Код Регистрационный
оригинала номер
профессионального
стандарта
+------------------------------------------------------------------------+
| Возможные наименования должностей | Учитель, Воспитатель |
+------------------------------------------------------------------------+
+------------------------------------------------------------------------+
|Требования к образованию и обучению| Высшее профессиональное образование|
| | или среднее профессиональное |
| | образование по направлениям |
| | подготовки "Образование и |
| | педагогика" или в области, |
| | соответствующей преподаваемому |
| | предмету (с последующей |
| | профессиональной переподготовкой по|
| | профилю педагогической |
| | деятельности), либо высшее |
| | профессиональное образование или |
| | среднее профессиональное |
| | образование и дополнительное |
| | профессиональное образование по |
| | направлению деятельности в |
| | образовательной организации |
+------------------------------------------------------------------------+
|Требования к опыту практической | Требования к опыту практической |
|работы | работы не предъявляются |
+------------------------------------------------------------------------+
|Особые условия допуска к работе |К педагогической деятельности не |
| |допускаются лица: |
| |лишенные права заниматься |
| |педагогической деятельностью в |
| |соответствии с вступившим в законную|
| |силу приговором суда; |
| |имеющие или имевшие судимость за |
| |преступления, состав и виды которых |
| |установлены законодательством |
| |Российской Федерации; |
| |признанные недееспособными в |
| |установленном федеральным законом |
| |порядке; |
| |имеющие заболевания, предусмотренные|
| |установленным перечнем |
+------------------------------------------------------------------------+
Дополнительные характеристики
+--------------------------------------------------------------------------+
| Наименование | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии)|
| документа | | или специальности |
+--------------------------------------------------------------------------+
| ОКЗ | 2320 |Преподаватели в средней школе |
| |-------|---------------------------------------------------|
| | 2340 |Преподаватели в системе специального образования |
| |-------|---------------------------------------------------|
| | 3310 |Преподавательский персонал начального образования |
| |-------|---------------------------------------------------|
| | 3320 |Персонал дошкольного воспитания и образования |
| |-------|---------------------------------------------------|
| | 3330 |Преподавательский персонал специального обучения |
|--------------------------------------------------------------------------|
|ЕКС<3> | - |Учитель |
| | |Воспитатель |
|--------------------------------------------------------------------------|
|ОКСО<4> |050000 |Образование и педагогика |
+--------------------------------------------------------------------------+
_________________________
<3> Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н "Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей
работников образования" (зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2010 г.
N 18638).
<4> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
3.1.1. Трудовая функция
Наименование Общепедагогическая функция. Код A/01.6 Уровень 6
Обучение (подуровень)
квалификации
Происхождение Оригинал X Заимствовано из оригинала
трудовой
функции
Код Регистрационный
оригинала номер
профессионального
стандарта
+---------------------+--------------------------------------------------------+
|Трудовые действия |Разработка и реализация программ учебных дисциплин в |
| |рамках основной общеобразовательной программы |
| |--------------------------------------------------------+
| |Осуществление профессиональной деятельности в |
| |соответствии с требованиями федеральных государственных |
| |образовательных стандартов дошкольного, начального |
| |общего, основного общего, среднего общего образования |
| |--------------------------------------------------------+
| |Участие в разработке и реализации программы развития |
| |образовательной организации в целях создания безопасной |
| |и комфортной образовательной среды |
| |--------------------------------------------------------+
| |Планирование и проведение учебных занятий |
| |--------------------------------------------------------+
| |Систематический анализ эффективности учебных занятий и |
| |подходов к обучению |
| |--------------------------------------------------------+
| |Организация, осуществление контроля и оценки учебных |
| |достижений, текущих и итоговых результатов освоения |
| |основной образовательной программы обучающимися |
| |--------------------------------------------------------+
| |Формирование универсальных учебных действий |
| |--------------------------------------------------------+
| |Формирование навыков, связанных с |
| |информационно-коммуникационными технологиями |
| |(далее - ИКТ) |
| |--------------------------------------------------------+
| |Формирование мотивации к обучению |
| |--------------------------------------------------------+
| |Объективная оценка знаний обучающихся на основе |
| |тестирования и других методов контроля в соответствии с |
| |реальными учебными возможностями детей |
+------------------------------------------------------------------------------+
|Необходимые умения |Владеть формами и методами обучения, в том числе |
| |выходящими за рамки учебных занятий: проектная |
| |деятельность, лабораторные эксперименты, полевая |
| |практика и т.п. |
| |--------------------------------------------------------+
| |Объективно оценивать знания обучающихся на основе |
| |тестирования и других методов контроля в соответствии с |
| |реальными учебными возможностями детей |
| |--------------------------------------------------------+
| |Разрабатывать (осваивать) и применять современные |
| |психолого-педагогические технологии, основанные на |
| |знании законов развития личности и поведения в реальной |
| |и виртуальной среде |
| |--------------------------------------------------------+
| |Использовать и апробировать специальные подходы к |
| |обучению в целях включения в образовательный процесс |
| |всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в |
| |образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся |
| |способности; обучающихся, для которых русский язык не |
| |является родным; обучающихся с ограниченными |
| |возможностями здоровья |
| |--------------------------------------------------------+
| |Владеть ИКТ-компетентностями: |
| |общепользовательская ИКТ-компетентность; |
| |общепедагогическая ИКТ-компетентность; |
| |предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая |
| |профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей |
| |области человеческой деятельности) |
| |--------------------------------------------------------+
| |Организовывать различные виды внеурочной деятельности: |
| |игровую, учебно-исследовательскую, |
| |художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом|
| |возможностей образовательной организации, места |
| |жительства и историко-культурного своеобразия региона |
+------------------------------------------------------------------------------+
|Необходимые знания |Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных |
| |государственных образовательных стандартов и основной |
| |общеобразовательной программы, его истории и места в |
| |мировой культуре и науке |
| |--------------------------------------------------------+
| |История, теория, закономерности и принципы построения и |
| |функционирования образовательных систем, роль и место |
| |образования в жизни личности и общества |
| |--------------------------------------------------------+
| |Основные закономерности возрастного развития, стадии и |
| |кризисы развития, социализация личности, индикаторы |
| |индивидуальных особенностей траекторий жизни, их |
| |возможные девиации, а также основы их психодиагностики |
| |--------------------------------------------------------+
| |Основы психодидактики, поликультурного образования, |
| |закономерностей поведения в социальных сетях |
| |--------------------------------------------------------+
| |Пути достижения образовательных результатов и способы |
| |оценки результатов обучения |
| |--------------------------------------------------------+
| |Основы методики преподавания, основные принципы |
| |деятельностного подхода, виды и приемы современных |
| |педагогических технологий |
| |--------------------------------------------------------+
| |Рабочая программа и методика обучения по данному |
| |предмету |
| |--------------------------------------------------------+
| |Приоритетные направления развития образовательной |
| |системы Российской Федерации, законов и иных нормативных|
| |правовых актов, регламентирующих образовательную |
| |деятельность в Российской Федерации, нормативных |
| |документов по вопросам обучения и воспитания детей и |
| |молодежи, федеральных государственных образовательных |
| |стандартов дошкольного, начального общего, основного |
| |общего, среднего общего образования, законодательства о |
| |правах ребенка, трудового законодательства |
| |--------------------------------------------------------+
| |Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания |
| |детей и молодежи |
| |--------------------------------------------------------+
| |Конвенция о правах ребенка |
| |--------------------------------------------------------+
| |Трудовое законодательство |
+------------------------------------------------------------------------------+
|Другие характеристики|Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, |
| |требований профессиональной этики |
+---------------------+--------------------------------------------------------+
3.1.2. Трудовая функция
Наименование Воспитательная Код A/02.6 Уровень 6
деятельность (подуровень)
квалификации
Происхождение Оригинал X Заимствовано из оригинала
трудовой функции
Код Регистрационный
оригинала номер
профессионального
стандарта
+------------------+-----------------------------------------------------------+
|Трудовые действия |Регулирование поведения обучающихся для обеспечения |
| |безопасной образовательной среды |
| |-----------------------------------------------------------+
| |Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и |
| |методов воспитательной работы, используя их как на занятии,|
| |так и во внеурочной деятельности |
| |-----------------------------------------------------------+
| |Постановка воспитательных целей, способствующих развитию |
| |обучающихся, независимо от их способностей и характера |
| |-----------------------------------------------------------+
| |Определение и принятие четких правил поведения обучающимися|
| |в соответствии с уставом образовательной организации и |
| |правилами внутреннего распорядка образовательной |
| |организации |
| |-----------------------------------------------------------+
| |Проектирование и реализация воспитательных программ |
| |-----------------------------------------------------------+
| |Реализация воспитательных возможностей различных видов |
| |деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, |
| |спортивной, художественной и т.д.) |
| |-----------------------------------------------------------+
| |Проектирование ситуаций и событий, развивающих |
| |эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний|
| |и ценностные ориентации ребенка) |
| |-----------------------------------------------------------+
| |Помощь и поддержка в организации деятельности ученических |
| |органов самоуправления |
| |-----------------------------------------------------------+
| |Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни |
| |образовательной организации |
| |-----------------------------------------------------------+
| |Развитие у обучающихся познавательной активности, |
| |самостоятельности, инициативы, творческих способностей, |
| |формирование гражданской позиции, способности к труду и |
| |жизни в условиях современного мира, формирование у |
| |обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни |
| |-----------------------------------------------------------+
| |Формирование толерантности и навыков поведения в |
| |изменяющейся поликультурной среде |
| |-----------------------------------------------------------+
| |Использование конструктивных воспитательных усилий |
| |родителей (законных представителей) обучающихся, помощь |
| |семье в решении вопросов воспитания ребенка |
+------------------------------------------------------------------------------+
|Необходимые умения|Строить воспитательную деятельность с учетом культурных |
| |различий детей, половозрастных и индивидуальных |
| |особенностей |
| |-----------------------------------------------------------+
| |Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и |
| |принимая их |
| |-----------------------------------------------------------+
| |Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.)|
| |разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их |
| |родителей (законных представителей) и педагогических |
| |работников |
| |-----------------------------------------------------------+
| |Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся |
| |в процесс обучения и воспитания, мотивируя их |
| |учебно-познавательную деятельность |
| |-----------------------------------------------------------+
| |Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, |
| |поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную |
| |атмосферу |
| |-----------------------------------------------------------+
| |Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать |
| |детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или |
| |неблагоприятных условиях |
| |-----------------------------------------------------------+
| |Находить ценностный аспект учебного знания и информации |
| |обеспечивать его понимание и переживание обучающимися |
| |-----------------------------------------------------------+
| |Владеть методами организации экскурсий, походов и |
| |экспедиций и т.п. |
| |-----------------------------------------------------------+
| |Сотрудничать с другими педагогическими работниками и |
| |другими специалистами в решении воспитательных задач |
+------------------------------------------------------------------------------+
|Необходимые знания|Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере |
| |образования и федеральные государственные образовательные |
| |стандарты общего образования |
| |-----------------------------------------------------------+
| |История, теория, закономерности и принципы построения и |
| |функционирования образовательных (педагогических) систем, |
| |роль и место образования в жизни личности и общества |
| |-----------------------------------------------------------+
| |Основы психодидактики, поликультурного образования, |
| |закономерностей поведения в социальных сетях |
| |-----------------------------------------------------------+
| |Основные закономерности возрастного развития, стадии и |
| |кризисы развития и социализации личности, индикаторы и |
| |индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные |
| |девиации, приемы их диагностики |
| |-----------------------------------------------------------+
| |Научное представление о результатах образования, путях их |
| |достижения и способах оценки |
| |-----------------------------------------------------------+
| |Основы методики воспитательной работы, основные принципы |
| |деятельностного подхода, виды и приемы современных |
| |педагогических технологий |
| |-----------------------------------------------------------+
| |Нормативные правовые, руководящие и инструктивные |
| |документы, регулирующие организацию и проведение |
| |мероприятий за пределами территории образовательной |
| |организации (экскурсий, походов и экспедиций) |
+------------------------------------------------------------------------------+
|Другие |Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, |
|характеристики |требований профессиональной этики |
+------------------------------------------------------------------------------+
3.1.3. Трудовая функция
Наименование Развивающая Код A/03.6 Уровень 6
деятельность (подуровень)
квалификации
Происхождение Оригинал X Заимствовано из оригинала
трудовой функции
Код Регистрационный
оригинала номер
профессионального
стандарта
+-------------------+------------------------------------------------------------+
|Трудовые действия |Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных |
| |проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития |
| |------------------------------------------------------------+
| |Оценка параметров и проектирование психологически безопасной|
| |и комфортной образовательной среды, разработка программ |
| |профилактики различных форм насилия в школе |
| |------------------------------------------------------------+
| |Применение инструментария и методов диагностики и оценки |
| |показателей уровня и динамики развития ребенка |
| |------------------------------------------------------------+
| |Освоение и применение психолого-педагогических технологий |
| |(в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с|
| |различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально|
| |уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, |
| |дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными |
| |потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и|
| |гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями |
| |здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью |
| |------------------------------------------------------------+
| |Оказание адресной помощи обучающимся |
| |------------------------------------------------------------+
| |Взаимодействие с другими специалистами в рамках |
| |психолого-медико-педагогического консилиума |
| |------------------------------------------------------------+
| |Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация |
| |совместно с родителями (законными представителями) программ |
| |индивидуального развития ребенка |
| |------------------------------------------------------------+
| |Освоение и адекватное применение специальных технологий и |
| |методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую |
| |работу |
| |------------------------------------------------------------+
| |Развитие у обучающихся познавательной активности, |
| |самостоятельности, инициативы, творческих способностей, |
| |формирование гражданской позиции, способности к труду и |
| |жизни в условиях современного мира, формирование у |
| |обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни |
| |------------------------------------------------------------+
| |Формирование и реализация программ развития универсальных |
| |учебных действий, образцов и ценностей социального |
| |поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и|
| |социальных сетях, формирование толерантности и позитивных |
| |образцов поликультурного общения |
| |------------------------------------------------------------+
| |Формирование системы регуляции поведения и деятельности |
| |обучающихся |
+--------------------------------------------------------------------------------+
|Необходимые умения |Владеть профессиональной установкой на оказание помощи |
| |любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных |
| |возможностей, особенностей в поведении, состояния |
| |психического и физического здоровья |
| |------------------------------------------------------------+
| |Использовать в практике своей работы психологические |
| |подходы: культурно-исторический, деятельностный и |
| |развивающий |
| |------------------------------------------------------------+
| |Осуществлять (совместно с психологом и другими |
| |специалистами) психолого-педагогическое сопровождение |
| |основных общеобразовательных программ |
| |------------------------------------------------------------+
| |Понимать документацию специалистов (психологов, |
| |дефектологов, логопедов и т.д.) |
| |------------------------------------------------------------+
| |Составить (совместно с психологом и другими специалистами) |
| |психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности |
| |обучающегося |
| |------------------------------------------------------------+
| |Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные|
| |маршруты, индивидуальные программы развития и |
| |индивидуально-ориентированные образовательные программы с |
| |учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся |
| |------------------------------------------------------------+
| |Владеть стандартизированными методами психодиагностики |
| |личностных характеристик и возрастных особенностей |
| |обучающихся |
| |------------------------------------------------------------+
| |Оценивать образовательные результаты: формируемые в |
| |преподаваемом предмете предметные и метапредметные |
| |компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) |
| |мониторинг личностных характеристик |
| |------------------------------------------------------------+
| |Формировать детско-взрослые сообщества |
+--------------------------------------------------------------------------------+
|Необходимые знания |Педагогические закономерности организации образовательного |
| |процесса |
| |------------------------------------------------------------+
| |Законы развития личности и проявления личностных свойств, |
| |психологические законы периодизации и кризисов развития |
| -------------------------------------------------------------+
| |Теория и технологии учета возрастных особенностей |
| |обучающихся |
| |------------------------------------------------------------+
| |Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их |
| |социально-психологических особенности и закономерности |
| |развития детских и подростковых сообществ |
| |------------------------------------------------------------+
| |Основные закономерности семейных отношений, позволяющие |
| |эффективно работать с родительской общественностью |
| |------------------------------------------------------------+
| |Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в |
| |развитии детей |
| |------------------------------------------------------------+
| |Социально-психологические особенности и закономерности |
| |развития детско-взрослых сообществ |
+--------------------------------------------------------------------------------+
|Другие |Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, |
|характеристики |требований профессиональной этики |
+--------------------------------------------------------------------------------+
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование Педагогическая деятельность Код B Уровень 5 - 6
по проектированию и квалификации
реализации основных
образовательных программ
Происхождение Оригинал X Заимствовано из оригинала
обобщенной
трудовой функции
Код Регистрационный
оригинала номер
профессионального
стандарта
+------------------------+---------------------------------------------------------+
|Возможные наименования |Учитель, |
|должностей |Воспитатель |
+----------------------------------------------------------------------------------+
|Требования к образованию|Высшее образование или среднее профессиональное |
|и обучению |образование по направлениям подготовки "Образование и |
| |педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому|
| |предмету (с последующей профессиональной переподготовкой |
| |по профилю педагогической деятельности), либо высшее |
| |образование или среднее профессиональное образование и |
| |дополнительное профессиональное образование по |
| |направлению деятельности в образовательной организации |
+----------------------------------------------------------------------------------+
|Требования к опыту |Требования к опыту практической работы не предъявляются |
|практической работы | |
+----------------------------------------------------------------------------------+
|Особые условия допуска к|К педагогической деятельности не допускаются лица: |
|работе |лишенные права заниматься педагогической деятельностью в |
| |соответствии с вступившим в законную силу приговором |
| |суда; |
| |имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и |
| |виды которых установлены законодательством Российской |
| |Федерации; |
| |признанные недееспособными в установленном федеральным |
| |законом порядке; |
| |имеющие заболевания, предусмотренные установленным |
| |перечнем |
+----------------------------------------------------------------------------------+
Дополнительные характеристики
+------------------------+-----------+----------------------------------------------------------+
|Наименование документа | Код |Наименование базовой группы, должности (профессии) или |
| | |специальности |
+-----------------------------------------------------------------------------------------------+
|ОКЗ |2320 |Преподаватели в средней школе |
| |-----------|----------------------------------------------------------|
| |2340 |Преподаватели в системе специального образования |
| |-----------|----------------------------------------------------------|
| |3310 |Преподавательский персонал начального образования |
| |-----------|----------------------------------------------------------|
| |3320 |Персонал дошкольного воспитания и образования |
| |-----------|----------------------------------------------------------|
| |3330 |Преподавательский персонал специального обучения |
+-----------------------------------------------------------------------------------------------+
|ЕКС |- |Учитель |
| | |Воспитатель |
+-----------------------------------------------------------------------------------------------+
|ОКСО |050000 |Образование и педагогика |
+-----------------------------------------------------------------------------------------------+
3.2.1. Трудовая функция
Наименование Педагогическая Код B/01.5 Уровень 5
деятельность по (подуровень)
реализации программ квалификации
дошкольного образования
Происхождение Оригинал X Заимствовано из оригинала
трудовой функции
Код Регистрационный
оригинала номер
профессионального
стандарта
+-------------------+--------------------------------------------------------------------+
|Трудовые действия |Участие в разработке основной общеобразовательной программы |
| |образовательной организации в соответствии с федеральным |
| |государственным образовательным стандартом дошкольного образования |
| |--------------------------------------------------------------------|
| |Участие в создании безопасной и психологически комфортной |
| |образовательной среды образовательной организации через обеспечение |
| |безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия |
| |ребенка в период пребывания в образовательной организации |
| |--------------------------------------------------------------------|
| |Планирование и реализация образовательной работы в группе детей |
| |раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными |
| |государственными образовательными стандартами и основными |
| |образовательными программами |
| |--------------------------------------------------------------------|
| |Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми|
| |образовательной программы и анализ образовательной работы в группе |
| |детей раннего и/или дошкольного возраста |
| |--------------------------------------------------------------------|
| |Участие в планировании и корректировке образовательных задач |
| |(совместно с психологом и другими специалистами) по результатам |
| |мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого |
| |ребенка раннего и/или дошкольного возраста |
| |--------------------------------------------------------------------|
| |Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, |
| |логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими |
| |трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми |
| |образовательными потребностями |
| |--------------------------------------------------------------------|
| |Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для |
| |решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного |
| |возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных |
| |особенностей их развития |
| |--------------------------------------------------------------------|
| |Формирование психологической готовности к школьному обучению |
| |--------------------------------------------------------------------|
| |Создание позитивного психологического климата в группе и условий для|
| |доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими |
| |к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным |
| |слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) |
| |возможностями здоровья |
| |--------------------------------------------------------------------|
| |Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном|
| |возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры |
| |(ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, |
| |создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в |
| |том числе обеспечение игрового времени и пространства |
| |--------------------------------------------------------------------|
| |Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах |
| |деятельности, создание условий для свободного выбора детьми |
| |деятельности, участников совместной деятельности, материалов |
| |--------------------------------------------------------------------|
| |Активное использование недирективной помощи и поддержка детской |
| |инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности |
| |--------------------------------------------------------------------|
| |Организация образовательного процесса на основе непосредственного |
| |общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных |
| |потребностей |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|Необходимые умения |Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и |
| |дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, |
| |игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; |
| |конструирование, создания широких возможностей для развития |
| |свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и |
| |пространства |
| |--------------------------------------------------------------------|
| |Применять методы физического, познавательного и личностного развития|
| |детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с |
| |образовательной программой организации |
| |--------------------------------------------------------------------|
| |Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического |
| |мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми |
| |образовательных программ, степень сформированности у них качеств, |
| |необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях|
| |обучения |
| |--------------------------------------------------------------------|
| |Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой,|
| |продуктивной, познавательно-исследовательской) |
| |--------------------------------------------------------------------|
| |Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными |
| |представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения |
| |образовательных задач, использовать методы и средства для их |
| |психолого-педагогического просвещения |
| |--------------------------------------------------------------------|
| |Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для |
| |планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми |
| |раннего и дошкольного возраста |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|Необходимые знания |Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы |
| |с детьми раннего и дошкольного возраста |
| |--------------------------------------------------------------------|
| |Основные психологические подходы: культурно-исторический, |
| |деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая |
| |классические системы дошкольного воспитания |
| |--------------------------------------------------------------------|
| |Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте|
| |--------------------------------------------------------------------|
| |Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и |
| |дошкольном возрасте |
| |--------------------------------------------------------------------|
| |Основы теории физического, познавательного и личностного развития |
| |детей раннего и дошкольного возраста |
| |--------------------------------------------------------------------|
| |Современные тенденции развития дошкольного образования |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|Другие |Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований |
|профессиональной | |
|этики | |
+----------------------------------------------------------------------------------------+
3.2.2. Трудовая функция
Наименование Педагогическая Код B/02.6 Уровень 6
деятельность по (подуровень)
реализации программ квалификации
начального общего
образования
Происхождение Оригинал X Заимствовано из оригинала
трудовой функции
Код Регистрационный
оригинала номер
профессионального
стандарта
+------------------------+-----------------------------------------------------------------+
|Трудовые действия |Проектирование образовательного процесса на основе федерального |
| |государственного образовательного стандарта начального общего |
| |образования с учетом особенностей социальной ситуации развития |
| |первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от |
| |игровой к учебной |
| |-----------------------------------------------------------------|
| |Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем |
| |протяжении обучения в начальной школе |
| |-----------------------------------------------------------------|
| |Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и |
| |универсальных учебных действий до уровня, необходимого для |
| |освоения образовательных программ основного общего образования |
| |-----------------------------------------------------------------|
| |Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом |
| |неравномерности индивидуального психического развития детей |
| |младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики |
| |развития учебной деятельности мальчиков и девочек |
| |-----------------------------------------------------------------|
| |Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной |
| |ситуации развития первоклассника |
| |-----------------------------------------------------------------|
| |Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга |
| |образовательных результатов с учетом неравномерности |
| |индивидуального психического развития детей младшего школьного |
| |возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий |
| |дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики |
| |развития мальчиков и девочек |
| |-----------------------------------------------------------------|
| |Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии |
| |с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей |
| |адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной |
| |школе |
|------------------------------------------------------------------------------------------|
|Необходимые умения |Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к |
| |учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы |
| |-----------------------------------------------------------------|
| |Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, |
| |учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение |
| |(в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем |
| |познавательного и личностного развития детей младшего возраста, |
| |сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей|
| |их содержания |
| |-----------------------------------------------------------------|
| |Во взаимодействии с родителями (законными представителями), |
| |другими педагогическими работниками и психологами проектировать и|
| |корректировать индивидуальную образовательную траекторию |
| |обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов |
| |образовательных результатов (предметных, метапредметных и |
| |личностных), выходящими за рамки программы начального общего |
| |образования |
|------------------------------------------------------------------------------------------|
|Необходимые знания |Основные и актуальные для современной системы образования теории |
| |обучения, воспитания и развития детей младшего школьного |
| |возрастов |
| |-----------------------------------------------------------------|
| |Федеральные государственные образовательные стандарты и |
| |содержание примерных основных образовательных программ |
| |-----------------------------------------------------------------|
| |Дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном |
| |процессе образовательных технологий |
| |-----------------------------------------------------------------|
| |Существо заложенных в содержании используемых в начальной школе |
| |учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о|
| |природе, обществе, человеке, технологиях |
| |-----------------------------------------------------------------|
| |Особенности региональных условий, в которых реализуется |
| |используемая основная образовательная программа начального общего|
| |образования |
|------------------------------------------------------------------------------------------|
|Другие характеристики |Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований |
| |профессиональной этики |
+------------------------------------------------------------------------------------------+
3.2.3. Трудовая функция
Наименование Педагогическая Код B/03.6 Уровень 6
деятельность по (подуровень)
реализации программ квалификации
основного и среднего
общего образования
Происхождение Оригинал X Заимствовано из оригинала
трудовой функции
Код Регистрационный
оригинала номер
профессионального
стандарта
+-----------------------+-------------------------------------------------------------+
|Трудовые действия |Формирование общекультурных компетенций и понимания места |
| |предмета в общей картине мира |
| |-------------------------------------------------------------|
| |Определение на основе анализа учебной деятельности |
| |обучающегося оптимальных (в том или ином предметном |
| |образовательном контексте) способов его обучения и развития |
| |-------------------------------------------------------------|
| |Определение совместно с обучающимся, его родителями |
| |(законными представителями), другими участниками |
| |образовательного процесса (педагог-психолог, |
| |учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего |
| |развития, разработка и реализация (при необходимости) |
| |индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной |
| |программы развития обучающихся |
| |-------------------------------------------------------------|
| |Планирование специализированного образовательного процесса |
| |для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с|
| |выдающимися способностями и/или особыми образовательными |
| |потребностями на основе имеющихся типовых программ и |
| |собственных разработок с учетом специфики состава |
| |обучающихся, уточнение и модификация планирования |
| |-------------------------------------------------------------|
| |Применение специальных языковых программ (в том числе |
| |русского как иностранного), программ повышения языковой |
| |культуры и развития навыков поликультурного общения |
| |-------------------------------------------------------------|
| |Совместное с учащимися использование иноязычных источников |
| |информации, инструментов перевода, произношения |
| |-------------------------------------------------------------|
| |Организация олимпиад, конференций, турниров математических и |
| |лингвистических игр в школе и др. |
|-------------------------------------------------------------------------------------|
|Необходимые умения |Применять современные образовательные технологии, включая |
| |информационные, а также цифровые образовательные ресурсы |
| |-------------------------------------------------------------|
| |Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области |
| |педагогической и психологической наук, возрастной физиологии |
| |и школьной гигиены, а также современных информационных |
| |технологий и методик обучения |
| |-------------------------------------------------------------|
| |Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с |
| |основной общеобразовательной программой |
| |-------------------------------------------------------------|
| |Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе |
| |примерных основных общеобразовательных программ и |
| |обеспечивать ее выполнение |
| |-------------------------------------------------------------|
| |Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том |
| |числе исследовательскую |
| |-------------------------------------------------------------|
| |Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, |
| |осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с |
| |практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события |
| |современности |
| |-------------------------------------------------------------|
| |Осуществлять контрольно-оценочную деятельность в |
| |образовательном процессе |
| |-------------------------------------------------------------|
| |Использовать современные способы оценивания в условиях |
| |информационно-коммуникационных технологий (ведение |
| |электронных форм документации, в том числе электронного |
| |журнала и дневников обучающихся) |
| |-------------------------------------------------------------|
| |Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства |
| |обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, |
| |ускоренным курсам в рамках федеральных государственных |
| |образовательных стандартов основного общего образования и |
| |среднего общего образования |
| |-------------------------------------------------------------|
| |Владеть основами работы с текстовыми редакторами, |
| |электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, |
| |мультимедийным оборудованием |
| |-------------------------------------------------------------|
| |Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции |
| |-------------------------------------------------------------|
| |Устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их |
| |родителями (законными представителями), другими |
| |педагогическими и иными работниками |
| |-------------------------------------------------------------|
| |Владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций,|
| |их профилактики и разрешения |
|-------------------------------------------------------------------------------------|
|Необходимые знания |Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для |
| |решения педагогических, научно-методических и |
| |организационно-управленческих задач (педагогика, психология, |
| |возрастная физиология; школьная гигиена; методика |
| |преподавания предмета) |
| |-------------------------------------------------------------|
| |Программы и учебники по преподаваемому предмету |
| |-------------------------------------------------------------|
| |Теория и методы управления образовательными системами, |
| |методика учебной и воспитательной работы, требования к |
| |оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных |
| |помещений к ним, средства обучения и их дидактические |
| |возможности |
| |-------------------------------------------------------------|
| |Современные педагогические технологии реализации |
| |компетентностного подхода с учетом возрастных и |
| |индивидуальных особенностей обучающихся |
| |-------------------------------------------------------------|
| |Методы и технологии поликультурного, дифференцированного и |
| |развивающего обучения |
| |-------------------------------------------------------------|
| |Основы экологии, экономики, социологии |
| |-------------------------------------------------------------|
| |Правила внутреннего распорядка |
| |-------------------------------------------------------------|
| |Правила по охране труда и требования к безопасности |
| |образовательной среды |
|-------------------------------------------------------------------------------------|
|Другие характеристики |Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, |
| |требований профессиональной этики |
+-------------------------------------------------------------------------------------+
3.2.4. Трудовая функция
Наименование Модуль "Предметное Код B/04.6 Уровень 6
обучение. Математика" (подуровень)
квалификации
Происхождение Оригинал X Заимствовано из оригинала
трудовой функции
Код Регистрационный
оригинала номер
профессионального
стандарта
+-------------------------+---------------------------------------------------------------+
|Трудовые действия |Формирование способности к логическому рассуждению и |
| |коммуникации, установки на использование этой способности, на |
| |ее ценность |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Формирование способности к постижению основ математических |
| |моделей реального объекта или процесса, готовности к применению|
| |моделирования для построения объектов и процессов, определения |
| |или предсказания их свойств |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области |
| |математики и информатики |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Формирование внутренней (мысленной) модели математической |
| |ситуации (включая пространственный образ) |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Формирование у обучающихся умения проверять математическое |
| |доказательство, приводить опровергающий пример |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Формирование у обучающихся умения выделять подзадачи в задаче, |
| |перебирать возможные варианты объектов и действий |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной |
| |математической моделью, в частности, формулой, геометрической |
| |конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат |
| |моделирования (например - вычисления) |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Формирование материальной и информационной образовательной |
| |среды, содействующей развитию математических способностей |
| |каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Формирование у обучающихся умения применять средства |
| |информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там,|
| |где это эффективно |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Формирование способности преодолевать интеллектуальные |
| |трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять |
| |уважение к интеллектуальному труду и его результатам |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Сотрудничество с другими учителями математики и информатики, |
| |физики, экономики, языков и др. |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Развитие инициативы обучающихся по использованию математики |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Профессиональное использование элементов информационной |
| |образовательной среды с учетом возможностей применения новых |
| |элементов такой среды, отсутствующих в конкретной |
| |образовательной организации |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том |
| |числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении|
| |и самостоятельном использовании этих ресурсов |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических |
| |олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, |
| |интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических |
| |конференциях |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие |
| |способности обучающихся к занятиям математикой, предоставление |
| |им подходящих заданий, ведение кружков, факультативных и |
| |элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них |
| |обучающихся |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Предоставление информации о дополнительном образовании, |
| |возможности углубленного изучения математики в других |
| |образовательных и иных организациях, в том числе с применением |
| |дистанционных образовательных технологий |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Консультирование обучающихся по выбору профессий и |
| |специальностей, где особо необходимы знания математики |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от |
| |математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в|
| |своих построениях как источника улучшения и нового понимания |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Выявление совместно с обучающимися недостоверных и |
| |малоправдоподобных данных |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Формирование позитивного отношения со стороны всех обучающихся |
| |к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от |
| |абсолютного уровня этого достижения |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Формирование представлений обучающихся о полезности знаний |
| |математики вне зависимости от избранной профессии или |
| |специальности |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся в |
| |процессе решения задачи, выявление сомнительных мест, |
| |подтверждение правильности решения |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Необходимые умения Совместно с обучающимися строить логические |
| |рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных |
| |контекстах, понимать рассуждение обучающихся |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с |
| |результатом: подтверждение его правильности или нахождение |
| |ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в |
| |самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание |
| |помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном |
| |изложении) рассуждения |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Формировать у обучающихся убеждение в абсолютности |
| |математической истины и математического доказательства, |
| |предотвращать формирование модели поверхностной имитации |
| |действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла; |
| |поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Решать задачи элементарной математики соответствующей ступени |
| |образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе |
| |работы с обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи |
| |регионального этапа всероссийской олимпиады) |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания |
| |математического текста, его анализа, структуризации, |
| |реорганизации, трансформации |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Совместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных |
| |ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и |
| |математические инструменты (например, динамические таблицы), |
| |то же - для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных |
| |текстом |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные |
| |представления математических объектов и процессов, рисуя |
| |наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью |
| |компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели |
| |вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера) |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Организовывать исследования - эксперимент, обнаружение |
| |закономерностей, доказательство в частных и общем случаях |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Проводить различия между точным и (или) приближенным |
| |математическим доказательством, в частности, компьютерной |
| |оценкой, приближенным измерением, вычислением и др. |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием|
| |нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и |
| |индивидуальных особенностей каждого обучающегося, характера |
| |осваиваемого материала |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Владеть основными математическими компьютерными инструментами: |
| |визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, |
| |геометрических объектов; |
| |вычислений - численных и символьных; |
| |обработки данных (статистики); |
| |экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика) |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Квалифицированно набирать математический текст |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Использовать информационные источники, следить за последними |
| |открытиями в области математики и знакомить с ними обучающихся |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый |
| |материал (из всего курса математики), в форме предложения |
| |специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе |
| |дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения |
| |соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи |
| |других педагогических работников, в частности тьюторов |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Обеспечивать коммуникативную и учебную "включенности" всех |
| |учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание |
| |формулировки задания, основной терминологии, общего смысла |
| |идущего в классе обсуждения) |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Работать с родителями (законными представителями), местным |
| |сообществом по проблематике математической культуры |
|-----------------------------------------------------------------------------------------|
|Необходимые знания |Основы математической теории и перспективных направлений |
| |развития современной математики |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Представление о широком спектре приложений математики и знание |
| |доступных обучающимся математических элементов этих приложений |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Теория и методика преподавания математики |
| |---------------------------------------------------------------|
| |Специальные подходы и источники информации для обучения |
| |математике детей, для которых русский язык не является родным и|
| |ограниченно используется в семье и ближайшем окружении |
|-----------------------------------------------------------------------------------------|
|Другие характеристики |Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований |
| |профессиональной этики |
+-----------------------------------------------------------------------------------------+
3.2.5. Трудовая функция
Наименование Модуль "Предметное Код B/05.6 Уровень 6
обучение. Русский язык" (подуровень)
квалификации
Происхождение Оригинал X Заимствовано из оригинала
трудовой функции
Код Регистрационный
оригинала номер
профессионального
стандарта
+-------------------------+------------------------------------------------------------------+
|Трудовые действия |Обучение методам понимания сообщения: анализ, структуризация, |
| |реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями,|
| |выявление необходимой для анализирующего информации |
| |------------------------------------------------------------------|
| |Осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения |
| |изменений в языковой реальности и реакции на них социума, |
| |формирование у обучающихся "чувства меняющегося языка" |
| |------------------------------------------------------------------|
| |Использование совместно с обучающимися источников языковой |
| |информации для решения практических или познавательных задач, в |
| |частности, этимологической информации, подчеркивая отличия |
| |научного метода изучения языка от так называемого "бытового" |
| |подхода ("народной лингвистики") |
| |------------------------------------------------------------------|
| |Формирование культуры диалога через организацию устных и |
| |письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и |
| |разрешения конфликтных ситуаций |
| |------------------------------------------------------------------|
| |Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их |
| |участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах, |
| |включая интернет-форумы и интернет-конференции |
| |------------------------------------------------------------------|
| |Формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально |
| |широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате |
| |------------------------------------------------------------------|
| |Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте |
| |(рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), |
| |анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные |
| |средства |
| |------------------------------------------------------------------|
| |Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений |
| |художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п. |
| |------------------------------------------------------------------|
| |Поощрение индивидуального и коллективного литературного творчества|
| |обучающихся |
| |------------------------------------------------------------------|
| |Поощрение участия обучающихся в театральных постановках, |
| |стимулирование создания ими анимационных и других видеопродуктов |
| |------------------------------------------------------------------|
| |Моделирование видов профессиональной деятельности, где |
| |коммуникативная компетентность является основным качеством |
| |работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание |
| |школьной газеты, художественного или научного альманаха, |
| |организация школьного радио и телевидения, разработка сценария |
| |театральной постановки или видеофильма и т.д.) |
| |------------------------------------------------------------------|
| |Формирование у обучающихся умения применения в практике устной и |
| |письменной речи норм современного литературного русского языка |
| |------------------------------------------------------------------|
| |Формирование у обучающихся культуры ссылок на источники |
| |опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, |
| |недопущения нарушения авторских прав |
|--------------------------------------------------------------------------------------------|
|Необходимые умения |Владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе |
| |как не родному |
| |------------------------------------------------------------------|
| |Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с|
| |ограниченными возможностями здоровья |
| |------------------------------------------------------------------|
| |Вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным |
| |сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия |
| |местной и национальной языковой нормы |
| |------------------------------------------------------------------|
| |Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, |
| |отражающим культурно-исторические особенности развития региона |
| |------------------------------------------------------------------|
| |Проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся |
| |------------------------------------------------------------------|
| |Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в |
| |повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, |
| |ненормативной лексики |
| |------------------------------------------------------------------|
| |Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности |
| |обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для |
| |человека |
|--------------------------------------------------------------------------------------------|
|Необходимые знания |Основы лингвистической теории и перспективных направлений развития|
| |современной лингвистики |
| |------------------------------------------------------------------|
| |Представление о широком спектре приложений лингвистики и знание |
| |доступных обучающимся лингвистических элементов этих приложений |
| |------------------------------------------------------------------|
| |Теория и методика преподавания русского языка |
| |------------------------------------------------------------------|
| |Контекстная языковая норма |
| |------------------------------------------------------------------|
| |Стандартное общерусское произношение и лексика, их отличия от |
| |местной языковой среды |
|--------------------------------------------------------------------------------------------|
|Другие характеристики |Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований |
| |профессиональной этики |
+--------------------------------------------------------------------------------------------+
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
+-------------------------------------------------------------------------+
¦ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего ¦
¦ профессионального образования города Москвы "Московский городской ¦
¦ психолого-педагогический университет" ¦
¦ ¦
¦ Ректор Рубцов Виталий Владимирович ¦
¦ ¦
+-------------------------------------------------------------------------+
4.2. Наименования организаций-разработчиков
+--+-------------------------------------------------------------------------------------------+
|1 |Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр образования N 109 |
+--+-------------------------------------------------------------------------------------------+