Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П Р И К А З

от 18 октября 2013 г. N 544н

г. Москва

Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"

Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 декабря 2013 г.

Регистрационный N 30550

В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".

2. Установить, что профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.

Министр

М. Топилин

Утвержден

приказом Министерства труда

и социальной защиты

Российской Федерации

от 18 октября 2013 г. N 544н

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПЕДАГОГ

(ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ, НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ,

ОСНОВНОМ ОБЩЕМ, СРЕДНЕМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ)

(ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ)

+----------------+

¦ 1 ¦

+----------------+

Регистрационный

номер

I. Общие сведения

+----------+

Дошкольное образование ¦ ¦

Начальное общее образование ¦ ¦

Основное общее образование ¦ 01.001 ¦

Среднее общее образование ¦ ¦

------------------------------------------------------------- +----------+

(наименование вида профессиональной деятельности) Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

+-------------------------------------------------------------------------+

¦Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам¦

¦образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение) ¦

+-------------------------------------------------------------------------+

Группа занятий:

+----------------------------------------------------------------+

| 2320 | Преподаватели в | 3320 | Персонал дошкольного |

| | средней школе | | воспитания и образования |

+----------------------------------------------------------------+

| 2340 | Преподаватели в | 3330 | Преподавательский |

| | системе | | персонал специального |

| | специального | | обучения |

| | образования | | |

+----------------------------------------------------------------+

| 3310 |Преподавательский | | |

| | персонал | | |

| | начального | | |

| | образования | | |

+----------------------------------------------------------------+

(код ОКЗ (наименование) (код ОКЗ) (наименование)

<1>)

________________________

<1> Общероссийский классификатор занятий.

Отнесение к видам экономической деятельности:

+----------+--------------------------------------------------------------+

| 80.10.1. | Услуги в области дошкольного и начального общего образования |

+-------------------------------------------------------------------------+

| 80.21.1. | Услуги в области основного общего и среднего (полного) общего|

| | образования |

+-------------------------------------------------------------------------+

(код КВЭД (наименование вида экономической деятельности)

<2>)

__________________________

<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

II. Описание трудовых функций, входящих

в профессиональный стандарт (функциональная карта вида

профессиональной деятельности)

+----------------------------------------+------------------------------------------------+

| Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции |

+-----------------------------------------------------------------------------------------+

| код | наименование | уровень | наименование | код | уровень |

| | | квалификации | | | (подуровень) |

| | | | | | квалификации |

+-----------------------------------------------------------------------------------------+

| A | Педагогическая | 6 | Общепедагогическая | A/01.6| 6 |

| | деятельность | | функция. Обучение | | |

| |по проектированию | | | | |

| | и реализации | |--------------------|-------|-------------------|

| |образовательного | | Воспитательная | A/02.6| 6 |

| | процесса в | | деятельность | | |

| |образовательных | | | | |

| | организациях | |--------------------|-------|-------------------|

| | дошкольного, | | Развивающая | A/03.6| 6 |

| |начального общего, | | деятельность | | |

| |основного общего, | | | | |

| | среднего общего | | | | |

| | образования | | | | |

+-----------------------------------------------------------------------------------------+

| B | Педагогическая | 5 - 6 | Педагогическая | B/01.5| 5 |

| | деятельность по | | деятельность по | | |

| | проектированию и | |реализации программ | | |

| | реализации | | дошкольного | | |

| | основных | | образования | | |

| |общеобразовательных| | | | |

| | программ | | | | |

| | | |------------------------------------------------|

| | | | Педагогическая | B/02.6| 6 |

| | | | деятельность по | | |

| | | | реализации программ| | |

| | | | начального общего | | |

| | | | образования | | |

| | | |------------------------------------------------|

| | | | Педагогическая | B/03.6| 6 |

| | | | деятельность по | | |

| | | |реализации программ | | |

| | | |основного и среднего| | |

| | | | общего образования | | |

| | | |------------------------------------------------|

| | | | Модуль "Предметное | B/04.6| 6 |

| | | | обучение. | | |

| | | | Математика" | | |

| | | |------------------------------------------------|

| | | | Модуль "Предметное | B/05.6| 6 |

| | | | обучение. | | |

| | | | Русский язык" | | |

+-----------------------------------------------------------------------------------------+

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименование Педагогическая Код A Уровень квалификации 6

деятельность по

проектированию

и реализации

образовательного

процесса в

образовательных

организациях

дошкольного,

начального общего,

основного общего,

среднего общего

образования

Происхождение Оригинал X Заимствовано из оригинала

обобщенной

трудовой функции

Код Регистрационный

оригинала номер

профессионального

стандарта

+------------------------------------------------------------------------+

| Возможные наименования должностей | Учитель, Воспитатель |

+------------------------------------------------------------------------+

+------------------------------------------------------------------------+

|Требования к образованию и обучению| Высшее профессиональное образование|

| | или среднее профессиональное |

| | образование по направлениям |

| | подготовки "Образование и |

| | педагогика" или в области, |

| | соответствующей преподаваемому |

| | предмету (с последующей |

| | профессиональной переподготовкой по|

| | профилю педагогической |

| | деятельности), либо высшее |

| | профессиональное образование или |

| | среднее профессиональное |

| | образование и дополнительное |

| | профессиональное образование по |

| | направлению деятельности в |

| | образовательной организации |

+------------------------------------------------------------------------+

|Требования к опыту практической | Требования к опыту практической |

|работы | работы не предъявляются |

+------------------------------------------------------------------------+

|Особые условия допуска к работе |К педагогической деятельности не |

| |допускаются лица: |

| |лишенные права заниматься |

| |педагогической деятельностью в |

| |соответствии с вступившим в законную|

| |силу приговором суда; |

| |имеющие или имевшие судимость за |

| |преступления, состав и виды которых |

| |установлены законодательством |

| |Российской Федерации; |

| |признанные недееспособными в |

| |установленном федеральным законом |

| |порядке; |

| |имеющие заболевания, предусмотренные|

| |установленным перечнем |

+------------------------------------------------------------------------+

Дополнительные характеристики

+--------------------------------------------------------------------------+

| Наименование | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии)|

| документа | | или специальности |

+--------------------------------------------------------------------------+

| ОКЗ | 2320 |Преподаватели в средней школе |

| |-------|---------------------------------------------------|

| | 2340 |Преподаватели в системе специального образования |

| |-------|---------------------------------------------------|

| | 3310 |Преподавательский персонал начального образования |

| |-------|---------------------------------------------------|

| | 3320 |Персонал дошкольного воспитания и образования |

| |-------|---------------------------------------------------|

| | 3330 |Преподавательский персонал специального обучения |

|--------------------------------------------------------------------------|

|ЕКС<3> | - |Учитель |

| | |Воспитатель |

|--------------------------------------------------------------------------|

|ОКСО<4> |050000 |Образование и педагогика |

+--------------------------------------------------------------------------+

_________________________

<3> Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н "Об

утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,

специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей

работников образования" (зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2010 г.

N 18638).

<4> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

3.1.1. Трудовая функция

Наименование Общепедагогическая функция. Код A/01.6 Уровень 6

Обучение (подуровень)

квалификации

Происхождение Оригинал X Заимствовано из оригинала

трудовой

функции

Код Регистрационный

оригинала номер

профессионального

стандарта

+---------------------+--------------------------------------------------------+

|Трудовые действия |Разработка и реализация программ учебных дисциплин в |

| |рамках основной общеобразовательной программы |

| |--------------------------------------------------------+

| |Осуществление профессиональной деятельности в |

| |соответствии с требованиями федеральных государственных |

| |образовательных стандартов дошкольного, начального |

| |общего, основного общего, среднего общего образования |

| |--------------------------------------------------------+

| |Участие в разработке и реализации программы развития |

| |образовательной организации в целях создания безопасной |

| |и комфортной образовательной среды |

| |--------------------------------------------------------+

| |Планирование и проведение учебных занятий |

| |--------------------------------------------------------+

| |Систематический анализ эффективности учебных занятий и |

| |подходов к обучению |

| |--------------------------------------------------------+

| |Организация, осуществление контроля и оценки учебных |

| |достижений, текущих и итоговых результатов освоения |

| |основной образовательной программы обучающимися |

| |--------------------------------------------------------+

| |Формирование универсальных учебных действий |

| |--------------------------------------------------------+

| |Формирование навыков, связанных с |

| |информационно-коммуникационными технологиями |

| |(далее - ИКТ) |

| |--------------------------------------------------------+

| |Формирование мотивации к обучению |

| |--------------------------------------------------------+

| |Объективная оценка знаний обучающихся на основе |

| |тестирования и других методов контроля в соответствии с |

| |реальными учебными возможностями детей |

+------------------------------------------------------------------------------+

|Необходимые умения |Владеть формами и методами обучения, в том числе |

| |выходящими за рамки учебных занятий: проектная |

| |деятельность, лабораторные эксперименты, полевая |

| |практика и т.п. |

| |--------------------------------------------------------+

| |Объективно оценивать знания обучающихся на основе |

| |тестирования и других методов контроля в соответствии с |

| |реальными учебными возможностями детей |

| |--------------------------------------------------------+

| |Разрабатывать (осваивать) и применять современные |

| |психолого-педагогические технологии, основанные на |

| |знании законов развития личности и поведения в реальной |

| |и виртуальной среде |

| |--------------------------------------------------------+

| |Использовать и апробировать специальные подходы к |

| |обучению в целях включения в образовательный процесс |

| |всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в |

| |образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся |

| |способности; обучающихся, для которых русский язык не |

| |является родным; обучающихся с ограниченными |

| |возможностями здоровья |

| |--------------------------------------------------------+

| |Владеть ИКТ-компетентностями: |

| |общепользовательская ИКТ-компетентность; |

| |общепедагогическая ИКТ-компетентность; |

| |предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая |

| |профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей |

| |области человеческой деятельности) |

| |--------------------------------------------------------+

| |Организовывать различные виды внеурочной деятельности: |

| |игровую, учебно-исследовательскую, |

| |художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом|

| |возможностей образовательной организации, места |

| |жительства и историко-культурного своеобразия региона |

+------------------------------------------------------------------------------+

|Необходимые знания |Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных |

| |государственных образовательных стандартов и основной |

| |общеобразовательной программы, его истории и места в |

| |мировой культуре и науке |

| |--------------------------------------------------------+

| |История, теория, закономерности и принципы построения и |

| |функционирования образовательных систем, роль и место |

| |образования в жизни личности и общества |

| |--------------------------------------------------------+

| |Основные закономерности возрастного развития, стадии и |

| |кризисы развития, социализация личности, индикаторы |

| |индивидуальных особенностей траекторий жизни, их |

| |возможные девиации, а также основы их психодиагностики |

| |--------------------------------------------------------+

| |Основы психодидактики, поликультурного образования, |

| |закономерностей поведения в социальных сетях |

| |--------------------------------------------------------+

| |Пути достижения образовательных результатов и способы |

| |оценки результатов обучения |

| |--------------------------------------------------------+

| |Основы методики преподавания, основные принципы |

| |деятельностного подхода, виды и приемы современных |

| |педагогических технологий |

| |--------------------------------------------------------+

| |Рабочая программа и методика обучения по данному |

| |предмету |

| |--------------------------------------------------------+

| |Приоритетные направления развития образовательной |

| |системы Российской Федерации, законов и иных нормативных|

| |правовых актов, регламентирующих образовательную |

| |деятельность в Российской Федерации, нормативных |

| |документов по вопросам обучения и воспитания детей и |

| |молодежи, федеральных государственных образовательных |

| |стандартов дошкольного, начального общего, основного |

| |общего, среднего общего образования, законодательства о |

| |правах ребенка, трудового законодательства |

| |--------------------------------------------------------+

| |Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания |

| |детей и молодежи |

| |--------------------------------------------------------+

| |Конвенция о правах ребенка |

| |--------------------------------------------------------+

| |Трудовое законодательство |

+------------------------------------------------------------------------------+

|Другие характеристики|Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, |

| |требований профессиональной этики |

+---------------------+--------------------------------------------------------+

3.1.2. Трудовая функция

Наименование Воспитательная Код A/02.6 Уровень 6

деятельность (подуровень)

квалификации

Происхождение Оригинал X Заимствовано из оригинала

трудовой функции

Код Регистрационный

оригинала номер

профессионального

стандарта

+------------------+-----------------------------------------------------------+

|Трудовые действия |Регулирование поведения обучающихся для обеспечения |

| |безопасной образовательной среды |

| |-----------------------------------------------------------+

| |Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и |

| |методов воспитательной работы, используя их как на занятии,|

| |так и во внеурочной деятельности |

| |-----------------------------------------------------------+

| |Постановка воспитательных целей, способствующих развитию |

| |обучающихся, независимо от их способностей и характера |

| |-----------------------------------------------------------+

| |Определение и принятие четких правил поведения обучающимися|

| |в соответствии с уставом образовательной организации и |

| |правилами внутреннего распорядка образовательной |

| |организации |

| |-----------------------------------------------------------+

| |Проектирование и реализация воспитательных программ |

| |-----------------------------------------------------------+

| |Реализация воспитательных возможностей различных видов |

| |деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, |

| |спортивной, художественной и т.д.) |

| |-----------------------------------------------------------+

| |Проектирование ситуаций и событий, развивающих |

| |эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний|

| |и ценностные ориентации ребенка) |

| |-----------------------------------------------------------+

| |Помощь и поддержка в организации деятельности ученических |

| |органов самоуправления |

| |-----------------------------------------------------------+

| |Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни |

| |образовательной организации |

| |-----------------------------------------------------------+

| |Развитие у обучающихся познавательной активности, |

| |самостоятельности, инициативы, творческих способностей, |

| |формирование гражданской позиции, способности к труду и |

| |жизни в условиях современного мира, формирование у |

| |обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни |

| |-----------------------------------------------------------+

| |Формирование толерантности и навыков поведения в |

| |изменяющейся поликультурной среде |

| |-----------------------------------------------------------+

| |Использование конструктивных воспитательных усилий |

| |родителей (законных представителей) обучающихся, помощь |

| |семье в решении вопросов воспитания ребенка |

+------------------------------------------------------------------------------+

|Необходимые умения|Строить воспитательную деятельность с учетом культурных |

| |различий детей, половозрастных и индивидуальных |

| |особенностей |

| |-----------------------------------------------------------+

| |Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и |

| |принимая их |

| |-----------------------------------------------------------+

| |Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.)|

| |разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их |

| |родителей (законных представителей) и педагогических |

| |работников |

| |-----------------------------------------------------------+

| |Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся |

| |в процесс обучения и воспитания, мотивируя их |

| |учебно-познавательную деятельность |

| |-----------------------------------------------------------+

| |Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, |

| |поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную |

| |атмосферу |

| |-----------------------------------------------------------+

| |Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать |

| |детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или |

| |неблагоприятных условиях |

| |-----------------------------------------------------------+

| |Находить ценностный аспект учебного знания и информации |

| |обеспечивать его понимание и переживание обучающимися |

| |-----------------------------------------------------------+

| |Владеть методами организации экскурсий, походов и |

| |экспедиций и т.п. |

| |-----------------------------------------------------------+

| |Сотрудничать с другими педагогическими работниками и |

| |другими специалистами в решении воспитательных задач |

+------------------------------------------------------------------------------+

|Необходимые знания|Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере |

| |образования и федеральные государственные образовательные |

| |стандарты общего образования |

| |-----------------------------------------------------------+

| |История, теория, закономерности и принципы построения и |

| |функционирования образовательных (педагогических) систем, |

| |роль и место образования в жизни личности и общества |

| |-----------------------------------------------------------+

| |Основы психодидактики, поликультурного образования, |

| |закономерностей поведения в социальных сетях |

| |-----------------------------------------------------------+

| |Основные закономерности возрастного развития, стадии и |

| |кризисы развития и социализации личности, индикаторы и |

| |индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные |

| |девиации, приемы их диагностики |

| |-----------------------------------------------------------+

| |Научное представление о результатах образования, путях их |

| |достижения и способах оценки |

| |-----------------------------------------------------------+

| |Основы методики воспитательной работы, основные принципы |

| |деятельностного подхода, виды и приемы современных |

| |педагогических технологий |

| |-----------------------------------------------------------+

| |Нормативные правовые, руководящие и инструктивные |

| |документы, регулирующие организацию и проведение |

| |мероприятий за пределами территории образовательной |

| |организации (экскурсий, походов и экспедиций) |

+------------------------------------------------------------------------------+

|Другие |Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, |

|характеристики |требований профессиональной этики |

+------------------------------------------------------------------------------+

3.1.3. Трудовая функция

Наименование Развивающая Код A/03.6 Уровень 6

деятельность (подуровень)

квалификации

Происхождение Оригинал X Заимствовано из оригинала

трудовой функции

Код Регистрационный

оригинала номер

профессионального

стандарта

+-------------------+------------------------------------------------------------+

|Трудовые действия |Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных |

| |проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития |

| |------------------------------------------------------------+

| |Оценка параметров и проектирование психологически безопасной|

| |и комфортной образовательной среды, разработка программ |

| |профилактики различных форм насилия в школе |

| |------------------------------------------------------------+

| |Применение инструментария и методов диагностики и оценки |

| |показателей уровня и динамики развития ребенка |

| |------------------------------------------------------------+

| |Освоение и применение психолого-педагогических технологий |

| |(в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с|

| |различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально|

| |уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, |

| |дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными |

| |потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и|

| |гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями |

| |здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью |

| |------------------------------------------------------------+

| |Оказание адресной помощи обучающимся |

| |------------------------------------------------------------+

| |Взаимодействие с другими специалистами в рамках |

| |психолого-медико-педагогического консилиума |

| |------------------------------------------------------------+

| |Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация |

| |совместно с родителями (законными представителями) программ |

| |индивидуального развития ребенка |

| |------------------------------------------------------------+

| |Освоение и адекватное применение специальных технологий и |

| |методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую |

| |работу |

| |------------------------------------------------------------+

| |Развитие у обучающихся познавательной активности, |

| |самостоятельности, инициативы, творческих способностей, |

| |формирование гражданской позиции, способности к труду и |

| |жизни в условиях современного мира, формирование у |

| |обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни |

| |------------------------------------------------------------+

| |Формирование и реализация программ развития универсальных |

| |учебных действий, образцов и ценностей социального |

| |поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и|

| |социальных сетях, формирование толерантности и позитивных |

| |образцов поликультурного общения |

| |------------------------------------------------------------+

| |Формирование системы регуляции поведения и деятельности |

| |обучающихся |

+--------------------------------------------------------------------------------+

|Необходимые умения |Владеть профессиональной установкой на оказание помощи |

| |любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных |

| |возможностей, особенностей в поведении, состояния |

| |психического и физического здоровья |

| |------------------------------------------------------------+

| |Использовать в практике своей работы психологические |

| |подходы: культурно-исторический, деятельностный и |

| |развивающий |

| |------------------------------------------------------------+

| |Осуществлять (совместно с психологом и другими |

| |специалистами) психолого-педагогическое сопровождение |

| |основных общеобразовательных программ |

| |------------------------------------------------------------+

| |Понимать документацию специалистов (психологов, |

| |дефектологов, логопедов и т.д.) |

| |------------------------------------------------------------+

| |Составить (совместно с психологом и другими специалистами) |

| |психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности |

| |обучающегося |

| |------------------------------------------------------------+

| |Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные|

| |маршруты, индивидуальные программы развития и |

| |индивидуально-ориентированные образовательные программы с |

| |учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся |

| |------------------------------------------------------------+

| |Владеть стандартизированными методами психодиагностики |

| |личностных характеристик и возрастных особенностей |

| |обучающихся |

| |------------------------------------------------------------+

| |Оценивать образовательные результаты: формируемые в |

| |преподаваемом предмете предметные и метапредметные |

| |компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) |

| |мониторинг личностных характеристик |

| |------------------------------------------------------------+

| |Формировать детско-взрослые сообщества |

+--------------------------------------------------------------------------------+

|Необходимые знания |Педагогические закономерности организации образовательного |

| |процесса |

| |------------------------------------------------------------+

| |Законы развития личности и проявления личностных свойств, |

| |психологические законы периодизации и кризисов развития |

| -------------------------------------------------------------+

| |Теория и технологии учета возрастных особенностей |

| |обучающихся |

| |------------------------------------------------------------+

| |Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их |

| |социально-психологических особенности и закономерности |

| |развития детских и подростковых сообществ |

| |------------------------------------------------------------+

| |Основные закономерности семейных отношений, позволяющие |

| |эффективно работать с родительской общественностью |

| |------------------------------------------------------------+

| |Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в |

| |развитии детей |

| |------------------------------------------------------------+

| |Социально-психологические особенности и закономерности |

| |развития детско-взрослых сообществ |

+--------------------------------------------------------------------------------+

|Другие |Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, |

|характеристики |требований профессиональной этики |

+--------------------------------------------------------------------------------+

3.2. Обобщенная трудовая функция

Наименование Педагогическая деятельность Код B Уровень 5 - 6

по проектированию и квалификации

реализации основных

образовательных программ

Происхождение Оригинал X Заимствовано из оригинала

обобщенной

трудовой функции

Код Регистрационный

оригинала номер

профессионального

стандарта

+------------------------+---------------------------------------------------------+

|Возможные наименования |Учитель, |

|должностей |Воспитатель |

+----------------------------------------------------------------------------------+

|Требования к образованию|Высшее образование или среднее профессиональное |

|и обучению |образование по направлениям подготовки "Образование и |

| |педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому|

| |предмету (с последующей профессиональной переподготовкой |

| |по профилю педагогической деятельности), либо высшее |

| |образование или среднее профессиональное образование и |

| |дополнительное профессиональное образование по |

| |направлению деятельности в образовательной организации |

+----------------------------------------------------------------------------------+

|Требования к опыту |Требования к опыту практической работы не предъявляются |

|практической работы | |

+----------------------------------------------------------------------------------+

|Особые условия допуска к|К педагогической деятельности не допускаются лица: |

|работе |лишенные права заниматься педагогической деятельностью в |

| |соответствии с вступившим в законную силу приговором |

| |суда; |

| |имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и |

| |виды которых установлены законодательством Российской |

| |Федерации; |

| |признанные недееспособными в установленном федеральным |

| |законом порядке; |

| |имеющие заболевания, предусмотренные установленным |

| |перечнем |

+----------------------------------------------------------------------------------+

Дополнительные характеристики

+------------------------+-----------+----------------------------------------------------------+

|Наименование документа | Код |Наименование базовой группы, должности (профессии) или |

| | |специальности |

+-----------------------------------------------------------------------------------------------+

|ОКЗ |2320 |Преподаватели в средней школе |

| |-----------|----------------------------------------------------------|

| |2340 |Преподаватели в системе специального образования |

| |-----------|----------------------------------------------------------|

| |3310 |Преподавательский персонал начального образования |

| |-----------|----------------------------------------------------------|

| |3320 |Персонал дошкольного воспитания и образования |

| |-----------|----------------------------------------------------------|

| |3330 |Преподавательский персонал специального обучения |

+-----------------------------------------------------------------------------------------------+

|ЕКС |- |Учитель |

| | |Воспитатель |

+-----------------------------------------------------------------------------------------------+

|ОКСО |050000 |Образование и педагогика |

+-----------------------------------------------------------------------------------------------+

3.2.1. Трудовая функция

Наименование Педагогическая Код B/01.5 Уровень 5

деятельность по (подуровень)

реализации программ квалификации

дошкольного образования

Происхождение Оригинал X Заимствовано из оригинала

трудовой функции

Код Регистрационный

оригинала номер

профессионального

стандарта

+-------------------+--------------------------------------------------------------------+

|Трудовые действия |Участие в разработке основной общеобразовательной программы |

| |образовательной организации в соответствии с федеральным |

| |государственным образовательным стандартом дошкольного образования |

| |--------------------------------------------------------------------|

| |Участие в создании безопасной и психологически комфортной |

| |образовательной среды образовательной организации через обеспечение |

| |безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия |

| |ребенка в период пребывания в образовательной организации |

| |--------------------------------------------------------------------|

| |Планирование и реализация образовательной работы в группе детей |

| |раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными |

| |государственными образовательными стандартами и основными |

| |образовательными программами |

| |--------------------------------------------------------------------|

| |Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми|

| |образовательной программы и анализ образовательной работы в группе |

| |детей раннего и/или дошкольного возраста |

| |--------------------------------------------------------------------|

| |Участие в планировании и корректировке образовательных задач |

| |(совместно с психологом и другими специалистами) по результатам |

| |мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого |

| |ребенка раннего и/или дошкольного возраста |

| |--------------------------------------------------------------------|

| |Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, |

| |логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими |

| |трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми |

| |образовательными потребностями |

| |--------------------------------------------------------------------|

| |Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для |

| |решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного |

| |возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных |

| |особенностей их развития |

| |--------------------------------------------------------------------|

| |Формирование психологической готовности к школьному обучению |

| |--------------------------------------------------------------------|

| |Создание позитивного психологического климата в группе и условий для|

| |доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими |

| |к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным |

| |слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) |

| |возможностями здоровья |

| |--------------------------------------------------------------------|

| |Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном|

| |возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры |

| |(ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, |

| |создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в |

| |том числе обеспечение игрового времени и пространства |

| |--------------------------------------------------------------------|

| |Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах |

| |деятельности, создание условий для свободного выбора детьми |

| |деятельности, участников совместной деятельности, материалов |

| |--------------------------------------------------------------------|

| |Активное использование недирективной помощи и поддержка детской |

| |инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности |

| |--------------------------------------------------------------------|

| |Организация образовательного процесса на основе непосредственного |

| |общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных |

| |потребностей |

|----------------------------------------------------------------------------------------|

|Необходимые умения |Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и |

| |дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, |

| |игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; |

| |конструирование, создания широких возможностей для развития |

| |свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и |

| |пространства |

| |--------------------------------------------------------------------|

| |Применять методы физического, познавательного и личностного развития|

| |детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с |

| |образовательной программой организации |

| |--------------------------------------------------------------------|

| |Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического |

| |мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми |

| |образовательных программ, степень сформированности у них качеств, |

| |необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях|

| |обучения |

| |--------------------------------------------------------------------|

| |Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой,|

| |продуктивной, познавательно-исследовательской) |

| |--------------------------------------------------------------------|

| |Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными |

| |представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения |

| |образовательных задач, использовать методы и средства для их |

| |психолого-педагогического просвещения |

| |--------------------------------------------------------------------|

| |Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для |

| |планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми |

| |раннего и дошкольного возраста |

|----------------------------------------------------------------------------------------|

|Необходимые знания |Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы |

| |с детьми раннего и дошкольного возраста |

| |--------------------------------------------------------------------|

| |Основные психологические подходы: культурно-исторический, |

| |деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая |

| |классические системы дошкольного воспитания |

| |--------------------------------------------------------------------|

| |Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте|

| |--------------------------------------------------------------------|

| |Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и |

| |дошкольном возрасте |

| |--------------------------------------------------------------------|

| |Основы теории физического, познавательного и личностного развития |

| |детей раннего и дошкольного возраста |

| |--------------------------------------------------------------------|

| |Современные тенденции развития дошкольного образования |

|----------------------------------------------------------------------------------------|

|Другие |Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований |

|профессиональной | |

|этики | |

+----------------------------------------------------------------------------------------+

3.2.2. Трудовая функция

Наименование Педагогическая Код B/02.6 Уровень 6

деятельность по (подуровень)

реализации программ квалификации

начального общего

образования

Происхождение Оригинал X Заимствовано из оригинала

трудовой функции

Код Регистрационный

оригинала номер

профессионального

стандарта

+------------------------+-----------------------------------------------------------------+

|Трудовые действия |Проектирование образовательного процесса на основе федерального |

| |государственного образовательного стандарта начального общего |

| |образования с учетом особенностей социальной ситуации развития |

| |первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от |

| |игровой к учебной |

| |-----------------------------------------------------------------|

| |Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем |

| |протяжении обучения в начальной школе |

| |-----------------------------------------------------------------|

| |Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и |

| |универсальных учебных действий до уровня, необходимого для |

| |освоения образовательных программ основного общего образования |

| |-----------------------------------------------------------------|

| |Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом |

| |неравномерности индивидуального психического развития детей |

| |младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики |

| |развития учебной деятельности мальчиков и девочек |

| |-----------------------------------------------------------------|

| |Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной |

| |ситуации развития первоклассника |

| |-----------------------------------------------------------------|

| |Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга |

| |образовательных результатов с учетом неравномерности |

| |индивидуального психического развития детей младшего школьного |

| |возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий |

| |дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики |

| |развития мальчиков и девочек |

| |-----------------------------------------------------------------|

| |Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии |

| |с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей |

| |адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной |

| |школе |

|------------------------------------------------------------------------------------------|

|Необходимые умения |Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к |

| |учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы |

| |-----------------------------------------------------------------|

| |Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, |

| |учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение |

| |(в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем |

| |познавательного и личностного развития детей младшего возраста, |

| |сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей|

| |их содержания |

| |-----------------------------------------------------------------|

| |Во взаимодействии с родителями (законными представителями), |

| |другими педагогическими работниками и психологами проектировать и|

| |корректировать индивидуальную образовательную траекторию |

| |обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов |

| |образовательных результатов (предметных, метапредметных и |

| |личностных), выходящими за рамки программы начального общего |

| |образования |

|------------------------------------------------------------------------------------------|

|Необходимые знания |Основные и актуальные для современной системы образования теории |

| |обучения, воспитания и развития детей младшего школьного |

| |возрастов |

| |-----------------------------------------------------------------|

| |Федеральные государственные образовательные стандарты и |

| |содержание примерных основных образовательных программ |

| |-----------------------------------------------------------------|

| |Дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном |

| |процессе образовательных технологий |

| |-----------------------------------------------------------------|

| |Существо заложенных в содержании используемых в начальной школе |

| |учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о|

| |природе, обществе, человеке, технологиях |

| |-----------------------------------------------------------------|

| |Особенности региональных условий, в которых реализуется |

| |используемая основная образовательная программа начального общего|

| |образования |

|------------------------------------------------------------------------------------------|

|Другие характеристики |Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований |

| |профессиональной этики |

+------------------------------------------------------------------------------------------+

3.2.3. Трудовая функция

Наименование Педагогическая Код B/03.6 Уровень 6

деятельность по (подуровень)

реализации программ квалификации

основного и среднего

общего образования

Происхождение Оригинал X Заимствовано из оригинала

трудовой функции

Код Регистрационный

оригинала номер

профессионального

стандарта

+-----------------------+-------------------------------------------------------------+

|Трудовые действия |Формирование общекультурных компетенций и понимания места |

| |предмета в общей картине мира |

| |-------------------------------------------------------------|

| |Определение на основе анализа учебной деятельности |

| |обучающегося оптимальных (в том или ином предметном |

| |образовательном контексте) способов его обучения и развития |

| |-------------------------------------------------------------|

| |Определение совместно с обучающимся, его родителями |

| |(законными представителями), другими участниками |

| |образовательного процесса (педагог-психолог, |

| |учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего |

| |развития, разработка и реализация (при необходимости) |

| |индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной |

| |программы развития обучающихся |

| |-------------------------------------------------------------|

| |Планирование специализированного образовательного процесса |

| |для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с|

| |выдающимися способностями и/или особыми образовательными |

| |потребностями на основе имеющихся типовых программ и |

| |собственных разработок с учетом специфики состава |

| |обучающихся, уточнение и модификация планирования |

| |-------------------------------------------------------------|

| |Применение специальных языковых программ (в том числе |

| |русского как иностранного), программ повышения языковой |

| |культуры и развития навыков поликультурного общения |

| |-------------------------------------------------------------|

| |Совместное с учащимися использование иноязычных источников |

| |информации, инструментов перевода, произношения |

| |-------------------------------------------------------------|

| |Организация олимпиад, конференций, турниров математических и |

| |лингвистических игр в школе и др. |

|-------------------------------------------------------------------------------------|

|Необходимые умения |Применять современные образовательные технологии, включая |

| |информационные, а также цифровые образовательные ресурсы |

| |-------------------------------------------------------------|

| |Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области |

| |педагогической и психологической наук, возрастной физиологии |

| |и школьной гигиены, а также современных информационных |

| |технологий и методик обучения |

| |-------------------------------------------------------------|

| |Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с |

| |основной общеобразовательной программой |

| |-------------------------------------------------------------|

| |Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе |

| |примерных основных общеобразовательных программ и |

| |обеспечивать ее выполнение |

| |-------------------------------------------------------------|

| |Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том |

| |числе исследовательскую |

| |-------------------------------------------------------------|

| |Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, |

| |осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с |

| |практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события |

| |современности |

| |-------------------------------------------------------------|

| |Осуществлять контрольно-оценочную деятельность в |

| |образовательном процессе |

| |-------------------------------------------------------------|

| |Использовать современные способы оценивания в условиях |

| |информационно-коммуникационных технологий (ведение |

| |электронных форм документации, в том числе электронного |

| |журнала и дневников обучающихся) |

| |-------------------------------------------------------------|

| |Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства |

| |обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, |

| |ускоренным курсам в рамках федеральных государственных |

| |образовательных стандартов основного общего образования и |

| |среднего общего образования |

| |-------------------------------------------------------------|

| |Владеть основами работы с текстовыми редакторами, |

| |электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, |

| |мультимедийным оборудованием |

| |-------------------------------------------------------------|

| |Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции |

| |-------------------------------------------------------------|

| |Устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их |

| |родителями (законными представителями), другими |

| |педагогическими и иными работниками |

| |-------------------------------------------------------------|

| |Владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций,|

| |их профилактики и разрешения |

|-------------------------------------------------------------------------------------|

|Необходимые знания |Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для |

| |решения педагогических, научно-методических и |

| |организационно-управленческих задач (педагогика, психология, |

| |возрастная физиология; школьная гигиена; методика |

| |преподавания предмета) |

| |-------------------------------------------------------------|

| |Программы и учебники по преподаваемому предмету |

| |-------------------------------------------------------------|

| |Теория и методы управления образовательными системами, |

| |методика учебной и воспитательной работы, требования к |

| |оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных |

| |помещений к ним, средства обучения и их дидактические |

| |возможности |

| |-------------------------------------------------------------|

| |Современные педагогические технологии реализации |

| |компетентностного подхода с учетом возрастных и |

| |индивидуальных особенностей обучающихся |

| |-------------------------------------------------------------|

| |Методы и технологии поликультурного, дифференцированного и |

| |развивающего обучения |

| |-------------------------------------------------------------|

| |Основы экологии, экономики, социологии |

| |-------------------------------------------------------------|

| |Правила внутреннего распорядка |

| |-------------------------------------------------------------|

| |Правила по охране труда и требования к безопасности |

| |образовательной среды |

|-------------------------------------------------------------------------------------|

|Другие характеристики |Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, |

| |требований профессиональной этики |

+-------------------------------------------------------------------------------------+

3.2.4. Трудовая функция

Наименование Модуль "Предметное Код B/04.6 Уровень 6

обучение. Математика" (подуровень)

квалификации

Происхождение Оригинал X Заимствовано из оригинала

трудовой функции

Код Регистрационный

оригинала номер

профессионального

стандарта

+-------------------------+---------------------------------------------------------------+

|Трудовые действия |Формирование способности к логическому рассуждению и |

| |коммуникации, установки на использование этой способности, на |

| |ее ценность |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Формирование способности к постижению основ математических |

| |моделей реального объекта или процесса, готовности к применению|

| |моделирования для построения объектов и процессов, определения |

| |или предсказания их свойств |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области |

| |математики и информатики |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Формирование внутренней (мысленной) модели математической |

| |ситуации (включая пространственный образ) |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Формирование у обучающихся умения проверять математическое |

| |доказательство, приводить опровергающий пример |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Формирование у обучающихся умения выделять подзадачи в задаче, |

| |перебирать возможные варианты объектов и действий |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной |

| |математической моделью, в частности, формулой, геометрической |

| |конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат |

| |моделирования (например - вычисления) |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Формирование материальной и информационной образовательной |

| |среды, содействующей развитию математических способностей |

| |каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Формирование у обучающихся умения применять средства |

| |информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там,|

| |где это эффективно |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Формирование способности преодолевать интеллектуальные |

| |трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять |

| |уважение к интеллектуальному труду и его результатам |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Сотрудничество с другими учителями математики и информатики, |

| |физики, экономики, языков и др. |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Развитие инициативы обучающихся по использованию математики |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Профессиональное использование элементов информационной |

| |образовательной среды с учетом возможностей применения новых |

| |элементов такой среды, отсутствующих в конкретной |

| |образовательной организации |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том |

| |числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении|

| |и самостоятельном использовании этих ресурсов |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических |

| |олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, |

| |интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических |

| |конференциях |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие |

| |способности обучающихся к занятиям математикой, предоставление |

| |им подходящих заданий, ведение кружков, факультативных и |

| |элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них |

| |обучающихся |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Предоставление информации о дополнительном образовании, |

| |возможности углубленного изучения математики в других |

| |образовательных и иных организациях, в том числе с применением |

| |дистанционных образовательных технологий |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Консультирование обучающихся по выбору профессий и |

| |специальностей, где особо необходимы знания математики |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от |

| |математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в|

| |своих построениях как источника улучшения и нового понимания |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Выявление совместно с обучающимися недостоверных и |

| |малоправдоподобных данных |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Формирование позитивного отношения со стороны всех обучающихся |

| |к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от |

| |абсолютного уровня этого достижения |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Формирование представлений обучающихся о полезности знаний |

| |математики вне зависимости от избранной профессии или |

| |специальности |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся в |

| |процессе решения задачи, выявление сомнительных мест, |

| |подтверждение правильности решения |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Необходимые умения Совместно с обучающимися строить логические |

| |рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных |

| |контекстах, понимать рассуждение обучающихся |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с |

| |результатом: подтверждение его правильности или нахождение |

| |ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в |

| |самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание |

| |помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном |

| |изложении) рассуждения |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Формировать у обучающихся убеждение в абсолютности |

| |математической истины и математического доказательства, |

| |предотвращать формирование модели поверхностной имитации |

| |действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла; |

| |поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Решать задачи элементарной математики соответствующей ступени |

| |образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе |

| |работы с обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи |

| |регионального этапа всероссийской олимпиады) |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания |

| |математического текста, его анализа, структуризации, |

| |реорганизации, трансформации |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Совместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных |

| |ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и |

| |математические инструменты (например, динамические таблицы), |

| |то же - для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных |

| |текстом |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные |

| |представления математических объектов и процессов, рисуя |

| |наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью |

| |компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели |

| |вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера) |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Организовывать исследования - эксперимент, обнаружение |

| |закономерностей, доказательство в частных и общем случаях |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Проводить различия между точным и (или) приближенным |

| |математическим доказательством, в частности, компьютерной |

| |оценкой, приближенным измерением, вычислением и др. |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием|

| |нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и |

| |индивидуальных особенностей каждого обучающегося, характера |

| |осваиваемого материала |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Владеть основными математическими компьютерными инструментами: |

| |визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, |

| |геометрических объектов; |

| |вычислений - численных и символьных; |

| |обработки данных (статистики); |

| |экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика) |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Квалифицированно набирать математический текст |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Использовать информационные источники, следить за последними |

| |открытиями в области математики и знакомить с ними обучающихся |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый |

| |материал (из всего курса математики), в форме предложения |

| |специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе |

| |дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения |

| |соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи |

| |других педагогических работников, в частности тьюторов |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Обеспечивать коммуникативную и учебную "включенности" всех |

| |учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание |

| |формулировки задания, основной терминологии, общего смысла |

| |идущего в классе обсуждения) |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Работать с родителями (законными представителями), местным |

| |сообществом по проблематике математической культуры |

|-----------------------------------------------------------------------------------------|

|Необходимые знания |Основы математической теории и перспективных направлений |

| |развития современной математики |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Представление о широком спектре приложений математики и знание |

| |доступных обучающимся математических элементов этих приложений |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Теория и методика преподавания математики |

| |---------------------------------------------------------------|

| |Специальные подходы и источники информации для обучения |

| |математике детей, для которых русский язык не является родным и|

| |ограниченно используется в семье и ближайшем окружении |

|-----------------------------------------------------------------------------------------|

|Другие характеристики |Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований |

| |профессиональной этики |

+-----------------------------------------------------------------------------------------+

3.2.5. Трудовая функция

Наименование Модуль "Предметное Код B/05.6 Уровень 6

обучение. Русский язык" (подуровень)

квалификации

Происхождение Оригинал X Заимствовано из оригинала

трудовой функции

Код Регистрационный

оригинала номер

профессионального

стандарта

+-------------------------+------------------------------------------------------------------+

|Трудовые действия |Обучение методам понимания сообщения: анализ, структуризация, |

| |реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями,|

| |выявление необходимой для анализирующего информации |

| |------------------------------------------------------------------|

| |Осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения |

| |изменений в языковой реальности и реакции на них социума, |

| |формирование у обучающихся "чувства меняющегося языка" |

| |------------------------------------------------------------------|

| |Использование совместно с обучающимися источников языковой |

| |информации для решения практических или познавательных задач, в |

| |частности, этимологической информации, подчеркивая отличия |

| |научного метода изучения языка от так называемого "бытового" |

| |подхода ("народной лингвистики") |

| |------------------------------------------------------------------|

| |Формирование культуры диалога через организацию устных и |

| |письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и |

| |разрешения конфликтных ситуаций |

| |------------------------------------------------------------------|

| |Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их |

| |участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах, |

| |включая интернет-форумы и интернет-конференции |

| |------------------------------------------------------------------|

| |Формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально |

| |широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате |

| |------------------------------------------------------------------|

| |Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте |

| |(рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), |

| |анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные |

| |средства |

| |------------------------------------------------------------------|

| |Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений |

| |художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п. |

| |------------------------------------------------------------------|

| |Поощрение индивидуального и коллективного литературного творчества|

| |обучающихся |

| |------------------------------------------------------------------|

| |Поощрение участия обучающихся в театральных постановках, |

| |стимулирование создания ими анимационных и других видеопродуктов |

| |------------------------------------------------------------------|

| |Моделирование видов профессиональной деятельности, где |

| |коммуникативная компетентность является основным качеством |

| |работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание |

| |школьной газеты, художественного или научного альманаха, |

| |организация школьного радио и телевидения, разработка сценария |

| |театральной постановки или видеофильма и т.д.) |

| |------------------------------------------------------------------|

| |Формирование у обучающихся умения применения в практике устной и |

| |письменной речи норм современного литературного русского языка |

| |------------------------------------------------------------------|

| |Формирование у обучающихся культуры ссылок на источники |

| |опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, |

| |недопущения нарушения авторских прав |

|--------------------------------------------------------------------------------------------|

|Необходимые умения |Владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе |

| |как не родному |

| |------------------------------------------------------------------|

| |Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с|

| |ограниченными возможностями здоровья |

| |------------------------------------------------------------------|

| |Вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным |

| |сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия |

| |местной и национальной языковой нормы |

| |------------------------------------------------------------------|

| |Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, |

| |отражающим культурно-исторические особенности развития региона |

| |------------------------------------------------------------------|

| |Проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся |

| |------------------------------------------------------------------|

| |Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в |

| |повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, |

| |ненормативной лексики |

| |------------------------------------------------------------------|

| |Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности |

| |обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для |

| |человека |

|--------------------------------------------------------------------------------------------|

|Необходимые знания |Основы лингвистической теории и перспективных направлений развития|

| |современной лингвистики |

| |------------------------------------------------------------------|

| |Представление о широком спектре приложений лингвистики и знание |

| |доступных обучающимся лингвистических элементов этих приложений |

| |------------------------------------------------------------------|

| |Теория и методика преподавания русского языка |

| |------------------------------------------------------------------|

| |Контекстная языковая норма |

| |------------------------------------------------------------------|

| |Стандартное общерусское произношение и лексика, их отличия от |

| |местной языковой среды |

|--------------------------------------------------------------------------------------------|

|Другие характеристики |Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований |

| |профессиональной этики |

+--------------------------------------------------------------------------------------------+

IV. Сведения об организациях - разработчиках

профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

+-------------------------------------------------------------------------+

¦ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего ¦

¦ профессионального образования города Москвы "Московский городской ¦

¦ психолого-педагогический университет" ¦

¦ ¦

¦ Ректор Рубцов Виталий Владимирович ¦

¦ ¦

+-------------------------------------------------------------------------+

4.2. Наименования организаций-разработчиков

+--+-------------------------------------------------------------------------------------------+

|1 |Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр образования N 109 |

+--+-------------------------------------------------------------------------------------------+

  • 18.10.2013