О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 1047

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П Р И К А З

от 8 декабря 2014 г. N 1559

г. Москва

О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 1047

Зарегистрирован в Минюсте РФ 31 декабря 2014 г.

Регистрационный № 35502

Приказываю:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 1047 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 октября 2013 г., регистрационный N 30213).

2. Установить, что в 2015 году в Министерство образования и науки Российской Федерации в установленные Научно-методическим советом по учебникам сроки правообладателем, лицом, обладающим правами на учебник (автор учебника или физическое либо юридическое лицо, которому переданы авторские права), представляются электронная форма учебника, включенного в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, с приложением положительных экспертных заключений к нему по общественной и педагогической экспертизам в части электронной формы учебника, а также положительные экспертные заключения по результатам научной историко-культурной экспертизы для учебников истории России.

Исполняющая обязанности Министра

Н.В. Третьяк

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 8 декабря 2014 г. N 1559

ИЗМЕНЕНИЯ,

которые вносятся в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 1047

1. В пункте 3:

в абзаце первом после слова "научной" дополнить словами "(научной историко-культурной для учебников истории России)";

подпункт "б" изложить в следующей редакции:

"б) представленные в печатной форме, полученной печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленные, и электронной форме, представляющей собой электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащей мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника.";

дополнить подпунктом "г" следующего содержания:

"г) имеющие инструкцию по установке, настройке и использованию электронной формы учебника.".

2. Пункт 6 изложить в следующей редакции:

"6. Заказчик научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз самостоятельно определяет экспертные организации из числа организаций, соответствующих положениям пунктов 9, 10, 11 Порядка.

Научную историко-культурную экспертизу учебников истории России проводит уполномоченная организация.".

3. В пункте 7 после слова "научная" дополнить словами "(научная историко-культурная для учебников истории России)".

4. В пункте 8 после слова "научной" дополнить словами "(научной историко-культурной для учебников истории России)".

5. Пункт 13 изложить в следующей редакции:

"13. К заявлению прилагаются учебник и материалы, соответствующие требованиям, указанным в пункте 3 Порядка.

В заявлении указывается, принадлежит ли завершенная предметная линия, в которую входит учебник, к системе учебников, представляющую собой совокупность завершенных предметных линий учебников, обеспечивающую достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы по всем учебным предметам на соответствующем уровне общего образования <1>.".

6. В пункте 14 после слова "научной" дополнить словами "(научной историко-культурной для учебников истории России)".

7. Пункт 15 дополнить абзацами следующего содержания:

"При педагогической и общественных экспертизах электронной формы учебника дополнительно привлекаются эксперты, имеющие опыт разработки учебников или учебно-методических пособий в электронной форме, учебно-обучающих программ или других электронных образовательных ресурсов.

Экспертная организация должна обладать кадровыми и материально-техническими ресурсами для проведения экспертиз.".

8. В пункте 16 цифру "4" заменить цифрой "5".

9. В пункте 17:

а) в подпункте 17.1:

в абзаце первом после слова "научной" дополнить словами "(научной историко-культурной для учебников истории России)";

в абзаце четвертом после слова "ключевые" дополнить словами "и актуальные";

абзац пятый изложить в следующей редакции:

"учебник содержит актуальные и современные сведения в соответствующей предметной области, в том числе о передовых достижениях науки и техники, технологий;";

дополнить абзацами следующего содержания:

"При научной историко-культурной экспертизе также о том, что:

учебник соответствует концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории;

изложение материала в учебнике отражает понимание истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, ее особенностей, места и роли в мировой истории и современном мире; историю населяющих ее народов и культур, историю регионов;

содержание учебника способствует формированию у обучающихся гражданской общероссийской идентичности; ценностных ориентиров верховенства права, социальной солидарности и согласия, безопасности, свободы и ответственности.";

б) подпункт 17.2 дополнить абзацами следующего содержания:

"структура и содержание и художественное оформление электронной и печатной форм учебника соответствуют друг другу;

электронная форма учебника в полном объеме содержит иллюстрации (с учетом их адаптации и (или) изменения композиции в электронную форму), содержащиеся в печатной форме;

электронная форма учебника содержит:

педагогически обоснованное для усвоения материала учебника количество мультимедийных и (или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и (или) иное);

средства контроля и самоконтроля.".

в) в подпункте 17.3:

абзац четвертый изложить в следующей редакции:

"отсутствие заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике, за исключением электронной формы учебника;";

дополнить абзацами следующего содержания:

"электронная форма учебника:

представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участника образовательного процесса;

может быть воспроизведена на трех или более операционных системах, не менее двух из которых для мобильных устройств;

должна воспроизводиться на не менее чем двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетный компьютер и иное);

функционирует на устройствах пользователей без подключения к сети "Интернет" (за исключением внешних ссылок) и "Интранет";

реализует возможность создания пользователем заметок, закладок и перехода к ним;

поддерживает возможность определения номера страниц печатной версии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме.".

10. Дополнить пунктом 18.1 следующего содержания:

"18.1. Минобрнауки России размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" информацию о включении учебников (в том числе по отдельным учебным предметам (предметным областям) в федеральный перечень учебников не реже одного раза в три года.".

11. В пункте 19:

абзацы пятый и шестой изложить в следующей редакции:

"инструкцию по установке, настройке и использованию электронной формы учебника;

положительные экспертные заключения по результатам научной (научной историко-культурной для учебников истории России), педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз, выданных не ранее чем за 3 года до подачи заявления о включении учебника в федеральный перечень учебников;";

сноску <2> к абзацу шестому исключить.

12. Пункт 24 изложить в следующей редакции:

"24. Минобрнауки России включает учебники в федеральный перечень учебников до 1 апреля года формирования федерального перечня учебников.

Совет в период действия федерального перечня учебников принимает решение:

о включении учебников по учебному предмету (предметной области) в соответствии с настоящим Порядком в федеральный перечень учебников в случае отсутствия завершенной предметной линии учебников в федеральном перечне учебников по отдельным учебным предметам (предметным областям) (в том числе по которым организовано углубленное изучение (профильное обучение)), предусмотренным ФГОС,;

о проведении дополнительных или повторных экспертиз по учебникам, включенным в указанный перечень.

Заказчик представляет запрашиваемое(ые) положительное(ые) экспертное(ые) заключение(я) в Минобрнауки России в сроки, определенные Советом, но не ранее чем через один месяц.".

13. Пункт 25 дополнить абзацами следующего содержания:

"при обнаружении фактов не соответствия учебника требованиям пункта 3 Порядка;

при обнаружении в экспертном заключении выводов, не соответствующих содержанию учебника;

при непредоставлении в установленные сроки положительного экспертного заключения, предусмотренного в пункте 24.1 Порядка.".

14. В пункте 26 слово "Обращение" заменить словом "Вопрос".

15. Пункт 28 изложить в следующей редакции:

"28. Исключение учебника из федерального перечня учебников осуществляется путем внесения в него соответствующих изменений.

В федеральный перечень учебников вносятся изменения, связанные с изменением наименования правообладателя или изменением правообладателя по заявлению правообладателя с приложением документов, подтверждающих указанное изменение.

Указанные изменения вносятся в течение 1 месяца с момента предоставления заявления и документов, без проведения экспертиз, предусмотренных пунктом 3 Порядка, и без проведения заседания Совета.".

16. В пункте 30 слова "приказы Минобрнауки России" дополнить словами "о федеральном перечне учебников".

17. Приложения N N 1 - 4 к Порядку изложить в следующей редакции:

"Приложение N 1

к Порядку формирования

федерального перечня

учебников, рекомендуемых

к использованию при реализации

имеющих государственную

аккредитацию образовательных

программ начального общего,

основного общего, среднего

общего образования

Форма

Экспертное заключение

по результатам проведения научной экспертизы учебника

_________________________________________________________________

(название, класс, авторский коллектив, издающая организация)

+------------------------------------------------------------------------+

|1. |Сведения об экспертной организации: |

|------------------------------------------------------------------------|

|1.1. |Наименование: |

|------------------------------------------------------------------------|

|1.2. |Место нахождения: |

|------------------------------------------------------------------------|

|2. |Сведения об экспертах: |

|------------------------------------------------------------------------|

| N п/п | Ф.И.О. | Квалификация | Дополнительная |

| | | | информация |

|------------------------------------------------------------------------|

| 1 | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| 2 | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| 3 | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|3. На научную экспертизу представлены: |

|------------------------------------------------------------------------|

|3.1. Учебник |Наименование и авторский коллектив: |

|------------------------------------------------------------------------|

|3.2. Методическое пособие |Наименование и авторский коллектив: |

|------------------------------------------------------------------------|

|3.3. Учебники, образующие |Наименование всех учебников, образующих |

|завершенную предметную линию |завершенную предметную линию, и авторские|

|учебников |коллективы: |

|------------------------------------------------------------------------|

|3.4. Инструкция по установке, |Наименование и авторский коллектив: |

|настройке и использованию | |

|электронной формы учебника | |

|------------------------------------------------------------------------|

| N п/п | Критерии экспертной оценки | Экспертная |Примечание|

| | | оценка | |

| | |-------------| |

| | | "да" |"нет"| |

|------------------------------------------------------------------------|

|4. Общая краткая характеристика представленного материала |

|------------------------------------------------------------------------|

|4.1. |Состав и полнота представленных | | | |

| |материалов: | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |представлена печатная форма | | | |

| |учебника | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |представлена электронная форма | | | |

| |учебника | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |представлено методическое | | | |

| |пособие для учителя | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |представлена инструкция по | | | |

| |установке, настройке и | | | |

| |использованию электронной формы | | | |

| |учебника | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |представлены учебники, | | | |

| |образующие завершенную | | | |

| |предметную линию учебников | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|4.2. |Представленное издание является | | | |

| |учебником | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|4.3. |Наименование учебника | | | |

| |соответствует наименованию | | | |

| |учебного предмета или предметной| | | |

| |области федерального | | | |

| |государственного | | | |

| |образовательного стандарта | | | |

| |соответствующего уровня общего | | | |

| |образования | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|4.4. |Содержание учебника представлено| | | |

| |на базовом уровне | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|4.5. |Содержание учебника представлено| | | |

| |на углубленном уровне | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5. Научная экспертиза. Соответствие содержания учебника современным |

|научным представлениям |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.1. |В содержании представлены | | | |

| |ключевые теории, идеи, понятия, | | | |

| |факты, относящиеся к данной | | | |

| |области ФГОС соответствующего | | | |

| |уровня общего образования | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.2. |В содержании отражены методы | | | |

| |научного познания, | | | |

| |предназначенные для | | | |

| |обязательного изучения в | | | |

| |общеобразовательной организации | | | |

| |на данном уровне общего | | | |

| |образования | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.3. |В содержании отсутствуют | | | |

| |недостоверные факты | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.4. |Учебник содержит актуальные и | | | |

| |современные сведения в | | | |

| |соответствующей предметной | | | |

| |области, в том числе о передовых| | | |

| |достижениях науки и техники, | | | |

| |технологий | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.5. |Иллюстративный материал учебника| | | |

| |соответствует тексту и дополняет| | | |

| |его | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|6. Наличие фактических ошибок и несоответствия современным научным |

|представлениям |

|------------------------------------------------------------------------|

|6.1. |Количество ошибок, опечаток | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|7. Общий вывод |

|------------------------------------------------------------------------|

|7.1. |Учебник рекомендован к включению| | |

| |в федеральный перечень | | |

| |учебников, рекомендуемых к | | |

| |использованию при реализации | | |

| |имеющих государственную | | |

| |аккредитацию образовательных | | |

| |программ начального общего, | | |

| |основного общего, среднего | | |

| |общего образования | | |

+------------------------------------------------------------------------+

Эксперт /_____________________________/

(подпись)

"__" __________ 20__ г.

Эксперт /_____________________________/

(подпись)

"__" __________ 20__ г.

Эксперт /_____________________________/

(подпись)

"__" __________ 20__ г.

При проведении экспертизы учебника исключен конфликт интересов между

экспертом и заказчиком экспертизы учебника.

Руководитель экспертной организации /_____________________________/

(подпись)

"__" __________________ 20__ г.

Место печати экспертной организации

Приложение N 2

к Порядку формирования

федерального перечня

учебников, рекомендуемых

к использованию при реализации

имеющих государственную

аккредитацию образовательных

программ начального общего,

основного общего, среднего

общего образования

Форма

Экспертное заключение

по результатам проведения педагогической экспертизы учебника

________________________________________________________________

(название, класс, авторский коллектив, издающая организация)

+------------------------------------------------------------------------+

|1. Сведения об экспертной организации: |

|------------------------------------------------------------------------|

|2.1. |Наименование: |

|------------------------------------------------------------------------|

|2.2. |Место нахождения: |

|------------------------------------------------------------------------|

|2. Сведения об экспертах: |

|------------------------------------------------------------------------|

| N п/п | Ф.И.О. | Квалификация | Дополнительная |

| | | | информация |

|------------------------------------------------------------------------|

| 1 | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| 2 | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| 3 | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|3. На педагогическую экспертизу представлены: |

|------------------------------------------------------------------------|

|3.1. Учебник |Наименование и авторский коллектив: |

|------------------------------------------------------------------------|

|3.2. Методическое пособие |Наименование и авторский коллектив: |

|------------------------------------------------------------------------|

|3.3. Учебники, образующие |Наименование всех учебников, образующих |

|завершенную предметную линию |завершенную предметную линию: |

|учебников | |

|------------------------------------------------------------------------|

|3.4. Инструкция по установке,|Наименование и авторский коллектив: |

|настройке и использованию | |

|электронной формы учебника | |

|------------------------------------------------------------------------|

| N п/п | Критерии экспертной оценки | Экспертная | Примечание |

| | | оценка | |

| | |--------------| |

| | |"да" | "нет" | |

|------------------------------------------------------------------------|

|4. Общая краткая характеристика представленного материала |

|------------------------------------------------------------------------|

|4.1. |Состав и полнота представленных | | | |

| |материалов: | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |представлена печатная форма | | | |

| |учебника | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |представлена электронная форма | | | |

| |учебника | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |представлено методическое | | | |

| |пособие для учителя | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |представлена инструкция по | | | |

| |установке, настройке и | | | |

| |использованию электронной формы | | | |

| |учебника | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|4.2. |Представленное издание является | | | |

| |учебником | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|4.3. |Наименование учебника | | | |

| |соответствует наименованию | | | |

| |учебного предмета или предметной| | | |

| |области ФГОС соответствующего | | | |

| |уровня образования | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|4.4. |Представленное методическое | | | |

| |пособие является методическим | | | |

| |пособием к экспертируемому | | | |

| |учебнику | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5. Педагогическая экспертиза содержания печатной и электронной формы |

|учебника |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.1. |Учебник принадлежит к | | | |

| |завершенной предметной линии | | | |

| |учебников | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.2. |В содержании учебника не | | | |

| |выявлены сведения, | | | |

| |противоречащие Конституции | | | |

| |Российской Федерации, | | | |

| |федеральному законодательству | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.3. |Содержание учебника обеспечивает| | | |

| |достижение требований ФГОС по | | | |

| |формированию: | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |личностных результатов | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |предметных результатов | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.4. |Содержание учебника обеспечивает| | | |

| |формирование навыков самооценки | | | |

| |и самоанализа учащихся | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.5. |Содержание учебника способствует| | | |

| |развитию мотивации к учению | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.6. |Содержание учебника способствует| | | |

| |интеллектуальной и творческой | | | |

| |деятельности учащихся | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.7. |Содержание учебника способствует| | | |

| |реализации системного подхода в | | | |

| |обучении | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.8. |Содержание учебника способствует| | | |

| |формированию патриотизма, любви | | | |

| |и уважения к семье, Отечеству, | | | |

| |своему народу, краю | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.9. |Содержание учебника способствует| | | |

| |толерантному отношению к | | | |

| |представителям различных | | | |

| |религиозных, этнических и | | | |

| |культурных групп, учит | | | |

| |межнациональному и | | | |

| |межконфессиональному диалогу | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.10. |Содержание доступно и понятно | | | |

| |учащимся независимо от пола, | | | |

| |национальности и места | | | |

| |жительства, учитывает | | | |

| |особенности данной возрастной | | | |

| |группы | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.11. |Язык изложения учитывает | | | |

| |особенности данной возрастной | | | |

| |группы | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.12. |Методический аппарат учебника | | | |

| |обеспечивает овладение приемами | | | |

| |отбора, анализа и синтеза | | | |

| |информации на определенную тему | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.13. |Методический аппарат учебника | | | |

| |обеспечивает наличие и | | | |

| |достаточность проверки и | | | |

| |самопроверки усвоения учебного | | | |

| |материала | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.14. |Методический аппарат учебника | | | |

| |обеспечивает и формирует навыки | | | |

| |смыслового чтения | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.15. |Методический аппарат учебника | | | |

| |обеспечивает навыки | | | |

| |самостоятельной учебной | | | |

| |деятельности | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.16. |Методический аппарат учебника | | | |

| |обеспечивает умение использовать| | | |

| |профессиональную терминологию | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.17. |Методический аппарат учебника | | | |

| |развивает критическое мышление | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.18. |Методический аппарат учебника | | | |

| |развивает способность | | | |

| |аргументированно высказывать | | | |

| |свою точку зрения | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.19. |Методический аппарат учебника | | | |

| |предоставляет возможность | | | |

| |организации групповой | | | |

| |деятельности учащихся и | | | |

| |коммуникации между участниками | | | |

| |образовательного процесса | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.20. |Методический аппарат учебника | | | |

| |обеспечивает применение | | | |

| |полученных знаний в практической| | | |

| |деятельности, индивидуализации и| | | |

| |персонализации процесса обучения| | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.21. |Учебник содержит задания для | | | |

| |организации | | | |

| |учебно-исследовательской и | | | |

| |проектной деятельности учащихся | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.22. |Текстовой материал соответствует| | | |

| |нормам современного русского | | | |

| |языка, государственных языков | | | |

| |республик Российской Федерации, | | | |

| |языков народов Российской | | | |

| |Федерации | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.23. |Текст предоставляет возможность | | | |

| |"расширения" информационного | | | |

| |поля | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.24. |Изложение учебного материала | | | |

| |характеризуется | | | |

| |структурированностью | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.25. |Изложение учебного материала | | | |

| |характеризуется систематичностью| | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.26. |Изложение учебного материала | | | |

| |характеризуется | | | |

| |последовательностью | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.27. |Изложение учебного материала | | | |

| |характеризуется разнообразием | | | |

| |используемых видов текстовых и | | | |

| |графических материалов | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.28. |Структура и содержание | | | |

| |методического пособия | | | |

| |соответствует структуре и | | | |

| |содержанию учебника | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.29. |Завершенная линия учебников | | | |

| |принадлежит к системе учебников | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|6. Педагогическая экспертиза электронной формы учебника |

|------------------------------------------------------------------------|

|6.1. |Содержание, структура и | | | |

| |художественное оформление | | | |

| |электронной и печатной форм | | | |

| |учебника соответствуют друг | | | |

| |другу | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|6.2. |Электронная форма учебника в | | | |

| |полном объеме содержит | | | |

| |иллюстрации (с учетом их | | | |

| |адаптации и (или) изменения | | | |

| |композиции в электронную форму),| | | |

| |содержащиеся в печатной форме | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|6.3. |Электронная форма учебника | | | |

| |содержит педагогически | | | |

| |целесообразное для усвоения | | | |

| |материала учебника количество | | | |

| |мультимедийных и (или) | | | |

| |интерактивных элементов (галереи| | | |

| |изображений, аудиофрагменты, | | | |

| |видеоролики, презентации, | | | |

| |анимационные ролики, | | | |

| |интерактивные карты, тренажеры, | | | |

| |лабораторные работы, | | | |

| |эксперименты и (или) иное) | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|6.4. |Электронная форма учебника | | | |

| |содержит средства контроля и | | | |

| |самоконтроля | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|7. Общий вывод |

|------------------------------------------------------------------------|

|7.1. |Учебник рекомендован к включению| | |

| |в федеральный перечень | | |

| |учебников, рекомендуемых к | | |

| |использованию при реализации | | |

| |имеющих государственную | | |

| |аккредитацию образовательных | | |

| |программ начального общего, | | |

| |основного общего, среднего | | |

| |общего образования | | |

+------------------------------------------------------------------------+

Эксперт /_____________________________/

(подпись)

"__" __________ 20__ г.

Эксперт /_____________________________/

(подпись)

"__" __________ 20__ г.

Эксперт /_____________________________/

(подпись)

"__" __________ 20__ г.

При проведении экспертизы учебника исключен конфликт интересов между

экспертом и заказчиком экспертизы учебника.

Руководитель экспертной организации /_____________________________/

(подпись)

"__" __________________ 20__ г.

Место печати экспертной организации

Приложение N 3

к Порядку формирования

федерального перечня

учебников, рекомендуемых

к использованию при реализации

имеющих государственную

аккредитацию образовательных

программ начального общего,

основного общего, среднего

общего образования

Форма

Экспертное заключение

по результатам проведения общественной экспертизы учебника

________________________________________________________________

(название, класс, авторский коллектив, издающая организация)

+------------------------------------------------------------------------+

|1. Сведения об экспертной организации: |

|------------------------------------------------------------------------|

|1.1. Наименование: |

|------------------------------------------------------------------------|

|1.2. Место нахождения: |

|------------------------------------------------------------------------|

|2. Сведения об экспертах: |

|------------------------------------------------------------------------|

| N п/п | Ф.И.О. | Квалификация | Дополнительная |

| | | | информация |

|------------------------------------------------------------------------|

| 1 | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| 2 | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| 3 | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|3. На общественную экспертизу представлены: |

|------------------------------------------------------------------------|

|3.1. Учебник |Наименование и авторский коллектив: |

|------------------------------------------------------------------------|

|3.2. Методическое пособие |Наименование и авторский коллектив: |

|------------------------------------------------------------------------|

|3.3. Учебники, образующие |Наименование всех учебников, образующих |

|завершенную предметную линию |завершенную предметную линию: |

|учебников | |

|------------------------------------------------------------------------|

|3.4. Инструкция по установке,|Наименование и авторский коллектив: |

|настройке и использованию | |

|электронной формы учебника | |

|------------------------------------------------------------------------|

| N п/п | Критерии экспертной оценки | Экспертная | Примечание |

| | | оценка | |

| | |--------------| |

| | |"да" | "нет" | |

|------------------------------------------------------------------------|

|4. Общая краткая характеристика представленного материала |

|------------------------------------------------------------------------|

|4.1. |Состав и полнота представленных| | | |

| |материалов: | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |представлена печатная форма | | | |

| |учебника | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |представлена электронная форма | | | |

| |учебника | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |представлено методическое | | | |

| |пособие для учителя | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |представлена инструкция по | | | |

| |установке, настройке и | | | |

| |использованию электронной формы| | | |

| |учебника | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| N п/п | Предмет экспертной оценки | Экспертная оценка |

|------------------------------------------------------------------------|

|5. Общественная экспертиза печатной и электронной формы учебника |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.1. |Использование учебника в | |

| |образовательном процессе | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.2. |Отсутствие заданий, выполнение | |

| |которых обязательно | |

| |непосредственно в учебнике, за | |

| |исключением электронной формы | |

| |учебника | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.3. |Качество учебника: | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |художественное оформление | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |формат | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |цветовое решение | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |эстетическое восприятие | |

| |учебника | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |удобство использования | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |практичность | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |эстетичность и информативность | |

| |обложки | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |качество бумаги | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |разнообразие и качество | |

| |иллюстраций (рисунков, | |

| |фотографий, чертежей, схем) | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |соответствие иллюстраций | |

| |содержанию учебника, | |

| |информационных положений и | |

| |других элементов, стимулирующих| |

| |чтение | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |наличие материала или указаний | |

| |в учебнике, помогающих работать| |

| |с книгой | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.4. |Содержание учебника носит | |

| |воспитывающий характер | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.5. |Содержание учебника | |

| |способствует развитию личности | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.6. |Содержание учебника | |

| |способствует созданию условий | |

| |для самоопределения и | |

| |социализации обучающегося на | |

| |основе социокультурных, | |

| |духовно-нравственных ценностей | |

| |и принятых в обществе правил и | |

| |норм поведения в интересах | |

| |человека, семьи, общества и | |

| |государства | |

|------------------------------------------------------------------------|

|6. Общественная экспертиза электронной формы учебника |

|------------------------------------------------------------------------|

|6.1. |Электронная форма учебника | |

| |представлена в общедоступных | |

| |форматах, не имеющих | |

| |лицензионных ограничений для | |

| |участника образовательного | |

| |процесса | |

|------------------------------------------------------------------------|

|6.2. |Электронная форма учебника | |

| |может быть воспроизведена на | |

| |трех или более операционных | |

| |системах, не менее двух из | |

| |которых для мобильных устройств| |

|------------------------------------------------------------------------|

|6.3. |Электронная форма учебника | |

| |должна воспроизводиться на не | |

| |менее чем двух видах | |

| |электронных устройств | |

| |(стационарный или персональный | |

| |компьютер, в том числе с | |

| |подключением к интерактивной | |

| |доске, планшетный компьютер и | |

| |иное) | |

|------------------------------------------------------------------------|

|6.4. |Электронная форма учебника | |

| |функционирует на устройствах | |

| |пользователей без подключения к| |

| |сети Интернет (за исключением | |

| |внешних ссылок) и Интранет | |

|------------------------------------------------------------------------|

|6.5. |Электронная форма учебника | |

| |реализует возможность создания | |

| |пользователям заметки, | |

| |закладки, а также возможность | |

| |оперативного перехода к ним | |

|------------------------------------------------------------------------|

|6.6. |Электронная форма учебника | |

| |поддерживает возможность | |

| |определения номера страниц | |

| |печатной версии учебника, на | |

| |которой расположено содержание | |

| |текущей страницы электронной | |

| |формы учебника | |

|------------------------------------------------------------------------|

|7. Общий вывод |

|------------------------------------------------------------------------|

|7.1. |Учебник рекомендован к | |

| |включению в федеральный | |

| |перечень учебников, | |

| |рекомендуемых к использованию | |

| |при реализации имеющих | |

| |государственную аккредитацию | |

| |образовательных программ | |

| |начального общего, основного | |

| |общего, среднего общего | |

| |образования | |

+------------------------------------------------------------------------+

Эксперт /_____________________________/

(подпись)

"__" __________ 20__ г.

Эксперт /_____________________________/

(подпись)

"__" __________ 20__ г.

Эксперт /_____________________________/

(подпись)

"__" __________ 20__ г.

При проведении экспертизы учебника исключен конфликт интересов между

экспертом и заказчиком экспертизы учебника.

Руководитель экспертной организации /_____________________________/

(подпись)

"__" __________________ 20__ г.

Место печати экспертной организации

Приложение N 4

к Порядку формирования

федерального перечня

учебников, рекомендуемых

к использованию при реализации

имеющих государственную

аккредитацию образовательных

программ начального общего,

основного общего, среднего

общего образования

Форма

Экспертное заключение

по результатам проведения этнокультурной и региональной

экспертизы учебника

____________________________________________________________

(название, класс, авторский коллектив, издающая организация)

+------------------------------------------------------------------------+

|1. Сведения об экспертной организации: |

|------------------------------------------------------------------------|

|1.1. Наименование: |

|------------------------------------------------------------------------|

|1.2. Место нахождения: |

|------------------------------------------------------------------------|

|2. Сведения об экспертах: |

|------------------------------------------------------------------------|

| N п/п | Ф.И.О. | Квалификация | Дополнительная |

| | | | информация |

|------------------------------------------------------------------------|

| 1 | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| 2 | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| 3 | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|3. На этнокультурную и региональную экспертизу представлены: |

|------------------------------------------------------------------------|

|3.1. Учебник |Наименование и авторский коллектив: |

|------------------------------------------------------------------------|

|3.2. Методическое пособие |Наименование и авторский коллектив: |

|------------------------------------------------------------------------|

|3.3. Учебники, образующие |Наименование всех учебников, образующих |

|завершенную предметную линию|завершенную предметную линию: |

|учебников | |

|------------------------------------------------------------------------|

|3.4. Инструкция по |Наименование и авторский коллектив: |

|установке, настройке и | |

|использованию электронной | |

|формы учебника | |

|------------------------------------------------------------------------|

| N п/п | Критерии экспертной оценки | Экспертная | Примечание |

| | | оценка | |

| | |---------------| |

| | |"да" | "нет" | |

|------------------------------------------------------------------------|

|4. Общая краткая характеристика представленного материала |

|------------------------------------------------------------------------|

|4.1. |Состав и полнота представленных| | | |

| |материалов: | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |представлена печатная форма | | | |

| |учебника | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |представлена электронная форма | | | |

| |учебника | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |представлено методическое | | | |

| |пособие для учителя | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |представлена инструкция по | | | |

| |установке, настройке и | | | |

| |использованию электронной формы| | | |

| |учебника | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| N п/п | Предмет экспертной оценки | Экспертная оценка |

|------------------------------------------------------------------------|

|5. Этнокультурная и региональная экспертиза учебника |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.1. |Отражение в учебнике базовых | |

| |национальных российских | |

| |ценностей | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.2. |Отражение в учебнике | |

| |региональных и этнокультурных| |

| |особенностей субъекта | |

| |Российской Федерации | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.3. |Отражение в учебнике | |

| |многообразия, единство | |

| |национальных культур и | |

| |народов России | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.4. |Отражение поликультурного | |

| |характера российского | |

| |общества | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.5. |В учебник включен материал из| |

| |истории и культурного | |

| |наследия субъекта Российской | |

| |Федерации | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.6. |Учебник обеспечивает права на| |

| |обучение на родном языке из | |

| |числа языков народов | |

| |Российской Федерации и | |

| |литературы народов России на | |

| |родном языке | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.7. |Соответствие языковой | |

| |составляющей учебника | |

| |современным нормам | |

|------------------------------------------------------------------------|

|6. Общий вывод |

|------------------------------------------------------------------------|

|6.1. |Учебник рекомендован к | | |

| |включению в федеральный | | |

| |перечень учебников, | | |

| |рекомендуемых к использованию| | |

| |при реализации имеющих | | |

| |государственную аккредитацию | | |

| |образовательных программ | | |

| |начального общего, основного | | |

| |общего, среднего общего | | |

| |образования | | |

+------------------------------------------------------------------------+

Эксперт /_____________________________/

(подпись)

"__" __________ 20__ г.

Эксперт /_____________________________/

(подпись)

"__" __________ 20__ г.

Эксперт /_____________________________/

(подпись)

"__" __________ 20__ г.

При проведении экспертизы учебника исключен конфликт интересов между

экспертом и заказчиком экспертизы учебника.

Руководитель экспертной организации /_____________________________/

(подпись)

"__" __________________ 20__ г.

Место печати экспертной организации".

18. Дополнить Порядок приложением N 5 следующего содержания:

"Приложение N 5

к Порядку формирования

федерального перечня

учебников, рекомендуемых

к использованию при реализации

имеющих государственную

аккредитацию образовательных

программ начального общего,

основного общего, среднего

общего образования

Форма

Экспертное заключение

по результатам проведения научной историко-культурной

экспертизы учебника

____________________________________________________________

(название, класс, авторский коллектив, издающая организация)

+------------------------------------------------------------------------+

|1. Сведения об экспертной организации: |

|------------------------------------------------------------------------|

|1.1. Наименование: |

|------------------------------------------------------------------------|

|1.2. Место нахождения: |

|------------------------------------------------------------------------|

|2. Сведения об экспертах: |

|------------------------------------------------------------------------|

| N п/п | Ф.И.О. | Квалификация | Дополнительная |

| | | | информация |

|------------------------------------------------------------------------|

| 1 | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| 2 | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| 3 | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|3. На научную историко-культурную экспертизу представлены: |

|------------------------------------------------------------------------|

|3.1. Учебник |Наименование и авторский коллектив: |

|------------------------------------------------------------------------|

|3.2. Методическое пособие |Наименование и авторский коллектив: |

|------------------------------------------------------------------------|

|3.3. Учебники, образующие |Наименование всех учебников, образующих |

|завершенную предметную линию|завершенную предметную линию: |

|учебников | |

|------------------------------------------------------------------------|

|3.4. Инструкция по |Наименование и авторский коллектив: |

|установке, настройке и | |

|использованию электронной | |

|формы учебника | |

|------------------------------------------------------------------------|

| N п/п | Критерии экспертной оценки | Экспертная | Примечание |

| | | оценка | |

| | |----------------| |

| | |"да" | "нет" | |

|------------------------------------------------------------------------|

|4. Общая краткая характеристика представленного материала |

|------------------------------------------------------------------------|

|4.1. |Состав и полнота | | | |

| |представленных материалов: | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |представлена печатная форма | | | |

| |учебника | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |представлена электронная форма| | | |

| |учебника | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |представлено методическое | | | |

| |пособие для учителя | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |представлена инструкция по | | | |

| |установке, настройке и | | | |

| |использованию электронной | | | |

| |формы учебника | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

| |представлены учебники, | | | |

| |образующие завершенную | | | |

| |предметную линию учебников | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|4.2. |Представленное издание | | | |

| |является учебником | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|4.3. |Наименование учебника | | | |

| |соответствует наименованию | | | |

| |учебного предмета или | | | |

| |предметной области | | | |

| |федерального государственного | | | |

| |образовательного стандарта | | | |

| |соответствующего уровня общего| | | |

| |образования | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|4.4. |Содержание учебника | | | |

| |представлено на базовом уровне| | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|4.5. |Содержание учебника | | | |

| |представлено на углубленном | | | |

| |уровне | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5. Научная экспертиза. Соответствие содержания учебника современным |

|научным представлениям |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.1. |В содержании представлены | | | |

| |ключевые теории, идеи, | | | |

| |понятия, факты, относящиеся к | | | |

| |данной области знаний ФГОС | | | |

| |соответствующего уровня общего| | | |

| |образования | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.2. |В содержании отражены методы | | | |

| |научного познания, | | | |

| |предназначенные для | | | |

| |обязательного изучения в | | | |

| |общеобразовательной | | | |

| |организации на данном уровне | | | |

| |общего образования | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.3. |В содержании отсутствуют | | | |

| |недостоверные факты | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.4. |Учебник содержит сведения о | | | |

| |передовых достижениях | | | |

| |современной науки и техники, | | | |

| |технологий в соответствующей | | | |

| |предметной области | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.5. |Содержание учебника | | | |

| |способствует формированию | | | |

| |интереса к углубленному | | | |

| |изучению предмета | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.6. |Иллюстративный материал | | | |

| |учебника соответствует тексту | | | |

| |и дополняет его | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|5.7. |В учебнике отсутствуют ошибки,| | | |

| |опечатки. | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|6. Историко-культурная экспертиза. Соответствие содержания учебника |

|историко-культурному стандарту Концепции нового учебно-методического |

|комплекса по отечественной истории |

|------------------------------------------------------------------------|

|6.1. |Изложение материала в учебнике| | | |

| |отражает понимание истории | | | |

| |России как неотъемлемой части | | | |

| |мирового исторического | | | |

| |процесса, ее особенностей, | | | |

| |места и роли в мировой истории| | | |

| |и современном мире; историю | | | |

| |населяющих ее народов и | | | |

| |культур, историю регионов | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|6.2. |Содержание учебника | | | |

| |способствует формированию у | | | |

| |обучающихся гражданской | | | |

| |общероссийской идентичности; | | | |

| |ценностных ориентиров | | | |

| |верховенства права, социальной| | | |

| |солидарности и согласия, | | | |

| |безопасности, свободы и | | | |

| |ответственности. | | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|6.3. |Учебник соответствует | | | |

| |Концепции нового | | | |

| |учебно-методического комплекса| | | |

| |по отечественной истории и | | | |

| |обеспечивает выполнение | | | |

| |требований | | | |

| |Историко-культурного стандарта| | | |

|------------------------------------------------------------------------|

|7. Общий вывод |

|------------------------------------------------------------------------|

|7.1. |Учебник рекомендован к | | |

| |включению в федеральный | | |

| |перечень учебников, | | |

| |рекомендуемых к использованию | | |

| |при реализации имеющих | | |

| |государственную аккредитацию | | |

| |образовательных программ | | |

| |начального общего, основного | | |

| |общего, среднего общего | | |

| |образования | | |

+------------------------------------------------------------------------+

Эксперт /_____________________________/

(подпись)

"__" __________ 20__ г.

Эксперт /_____________________________/

(подпись)

"__" __________ 20__ г.

Эксперт /_____________________________/

(подпись)

"__" __________ 20__ г.

При проведении экспертизы учебника исключен конфликт интересов между

экспертом и заказчиком экспертизы учебника.

Руководитель экспертной организации /_____________________________/

(подпись)

"__" __________________ 20__ г.

Место печати экспертной организации".

  • 08.12.2014