О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 1047
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П Р И К А З
от 8 декабря 2014 г. N 1559
г. Москва
О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 1047
Зарегистрирован в Минюсте РФ 31 декабря 2014 г.
Регистрационный № 35502
Приказываю:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 1047 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 октября 2013 г., регистрационный N 30213).
2. Установить, что в 2015 году в Министерство образования и науки Российской Федерации в установленные Научно-методическим советом по учебникам сроки правообладателем, лицом, обладающим правами на учебник (автор учебника или физическое либо юридическое лицо, которому переданы авторские права), представляются электронная форма учебника, включенного в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, с приложением положительных экспертных заключений к нему по общественной и педагогической экспертизам в части электронной формы учебника, а также положительные экспертные заключения по результатам научной историко-культурной экспертизы для учебников истории России.
Исполняющая обязанности Министра
Н.В. Третьяк
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 8 декабря 2014 г. N 1559
ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 1047
1. В пункте 3:
в абзаце первом после слова "научной" дополнить словами "(научной историко-культурной для учебников истории России)";
подпункт "б" изложить в следующей редакции:
"б) представленные в печатной форме, полученной печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленные, и электронной форме, представляющей собой электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащей мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника.";
дополнить подпунктом "г" следующего содержания:
"г) имеющие инструкцию по установке, настройке и использованию электронной формы учебника.".
2. Пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Заказчик научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз самостоятельно определяет экспертные организации из числа организаций, соответствующих положениям пунктов 9, 10, 11 Порядка.
Научную историко-культурную экспертизу учебников истории России проводит уполномоченная организация.".
3. В пункте 7 после слова "научная" дополнить словами "(научная историко-культурная для учебников истории России)".
4. В пункте 8 после слова "научной" дополнить словами "(научной историко-культурной для учебников истории России)".
5. Пункт 13 изложить в следующей редакции:
"13. К заявлению прилагаются учебник и материалы, соответствующие требованиям, указанным в пункте 3 Порядка.
В заявлении указывается, принадлежит ли завершенная предметная линия, в которую входит учебник, к системе учебников, представляющую собой совокупность завершенных предметных линий учебников, обеспечивающую достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы по всем учебным предметам на соответствующем уровне общего образования <1>.".
6. В пункте 14 после слова "научной" дополнить словами "(научной историко-культурной для учебников истории России)".
7. Пункт 15 дополнить абзацами следующего содержания:
"При педагогической и общественных экспертизах электронной формы учебника дополнительно привлекаются эксперты, имеющие опыт разработки учебников или учебно-методических пособий в электронной форме, учебно-обучающих программ или других электронных образовательных ресурсов.
Экспертная организация должна обладать кадровыми и материально-техническими ресурсами для проведения экспертиз.".
8. В пункте 16 цифру "4" заменить цифрой "5".
9. В пункте 17:
а) в подпункте 17.1:
в абзаце первом после слова "научной" дополнить словами "(научной историко-культурной для учебников истории России)";
в абзаце четвертом после слова "ключевые" дополнить словами "и актуальные";
абзац пятый изложить в следующей редакции:
"учебник содержит актуальные и современные сведения в соответствующей предметной области, в том числе о передовых достижениях науки и техники, технологий;";
дополнить абзацами следующего содержания:
"При научной историко-культурной экспертизе также о том, что:
учебник соответствует концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории;
изложение материала в учебнике отражает понимание истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, ее особенностей, места и роли в мировой истории и современном мире; историю населяющих ее народов и культур, историю регионов;
содержание учебника способствует формированию у обучающихся гражданской общероссийской идентичности; ценностных ориентиров верховенства права, социальной солидарности и согласия, безопасности, свободы и ответственности.";
б) подпункт 17.2 дополнить абзацами следующего содержания:
"структура и содержание и художественное оформление электронной и печатной форм учебника соответствуют друг другу;
электронная форма учебника в полном объеме содержит иллюстрации (с учетом их адаптации и (или) изменения композиции в электронную форму), содержащиеся в печатной форме;
электронная форма учебника содержит:
педагогически обоснованное для усвоения материала учебника количество мультимедийных и (или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и (или) иное);
средства контроля и самоконтроля.".
в) в подпункте 17.3:
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"отсутствие заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике, за исключением электронной формы учебника;";
дополнить абзацами следующего содержания:
"электронная форма учебника:
представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участника образовательного процесса;
может быть воспроизведена на трех или более операционных системах, не менее двух из которых для мобильных устройств;
должна воспроизводиться на не менее чем двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетный компьютер и иное);
функционирует на устройствах пользователей без подключения к сети "Интернет" (за исключением внешних ссылок) и "Интранет";
реализует возможность создания пользователем заметок, закладок и перехода к ним;
поддерживает возможность определения номера страниц печатной версии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме.".
10. Дополнить пунктом 18.1 следующего содержания:
"18.1. Минобрнауки России размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" информацию о включении учебников (в том числе по отдельным учебным предметам (предметным областям) в федеральный перечень учебников не реже одного раза в три года.".
11. В пункте 19:
абзацы пятый и шестой изложить в следующей редакции:
"инструкцию по установке, настройке и использованию электронной формы учебника;
положительные экспертные заключения по результатам научной (научной историко-культурной для учебников истории России), педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз, выданных не ранее чем за 3 года до подачи заявления о включении учебника в федеральный перечень учебников;";
сноску <2> к абзацу шестому исключить.
12. Пункт 24 изложить в следующей редакции:
"24. Минобрнауки России включает учебники в федеральный перечень учебников до 1 апреля года формирования федерального перечня учебников.
Совет в период действия федерального перечня учебников принимает решение:
о включении учебников по учебному предмету (предметной области) в соответствии с настоящим Порядком в федеральный перечень учебников в случае отсутствия завершенной предметной линии учебников в федеральном перечне учебников по отдельным учебным предметам (предметным областям) (в том числе по которым организовано углубленное изучение (профильное обучение)), предусмотренным ФГОС,;
о проведении дополнительных или повторных экспертиз по учебникам, включенным в указанный перечень.
Заказчик представляет запрашиваемое(ые) положительное(ые) экспертное(ые) заключение(я) в Минобрнауки России в сроки, определенные Советом, но не ранее чем через один месяц.".
13. Пункт 25 дополнить абзацами следующего содержания:
"при обнаружении фактов не соответствия учебника требованиям пункта 3 Порядка;
при обнаружении в экспертном заключении выводов, не соответствующих содержанию учебника;
при непредоставлении в установленные сроки положительного экспертного заключения, предусмотренного в пункте 24.1 Порядка.".
14. В пункте 26 слово "Обращение" заменить словом "Вопрос".
15. Пункт 28 изложить в следующей редакции:
"28. Исключение учебника из федерального перечня учебников осуществляется путем внесения в него соответствующих изменений.
В федеральный перечень учебников вносятся изменения, связанные с изменением наименования правообладателя или изменением правообладателя по заявлению правообладателя с приложением документов, подтверждающих указанное изменение.
Указанные изменения вносятся в течение 1 месяца с момента предоставления заявления и документов, без проведения экспертиз, предусмотренных пунктом 3 Порядка, и без проведения заседания Совета.".
16. В пункте 30 слова "приказы Минобрнауки России" дополнить словами "о федеральном перечне учебников".
17. Приложения N N 1 - 4 к Порядку изложить в следующей редакции:
"Приложение N 1
к Порядку формирования
федерального перечня
учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации
имеющих государственную
аккредитацию образовательных
программ начального общего,
основного общего, среднего
общего образования
Форма
Экспертное заключение
по результатам проведения научной экспертизы учебника
_________________________________________________________________
(название, класс, авторский коллектив, издающая организация)
+------------------------------------------------------------------------+
|1. |Сведения об экспертной организации: |
|------------------------------------------------------------------------|
|1.1. |Наименование: |
|------------------------------------------------------------------------|
|1.2. |Место нахождения: |
|------------------------------------------------------------------------|
|2. |Сведения об экспертах: |
|------------------------------------------------------------------------|
| N п/п | Ф.И.О. | Квалификация | Дополнительная |
| | | | информация |
|------------------------------------------------------------------------|
| 1 | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| 2 | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| 3 | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|3. На научную экспертизу представлены: |
|------------------------------------------------------------------------|
|3.1. Учебник |Наименование и авторский коллектив: |
|------------------------------------------------------------------------|
|3.2. Методическое пособие |Наименование и авторский коллектив: |
|------------------------------------------------------------------------|
|3.3. Учебники, образующие |Наименование всех учебников, образующих |
|завершенную предметную линию |завершенную предметную линию, и авторские|
|учебников |коллективы: |
|------------------------------------------------------------------------|
|3.4. Инструкция по установке, |Наименование и авторский коллектив: |
|настройке и использованию | |
|электронной формы учебника | |
|------------------------------------------------------------------------|
| N п/п | Критерии экспертной оценки | Экспертная |Примечание|
| | | оценка | |
| | |-------------| |
| | | "да" |"нет"| |
|------------------------------------------------------------------------|
|4. Общая краткая характеристика представленного материала |
|------------------------------------------------------------------------|
|4.1. |Состав и полнота представленных | | | |
| |материалов: | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |представлена печатная форма | | | |
| |учебника | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |представлена электронная форма | | | |
| |учебника | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |представлено методическое | | | |
| |пособие для учителя | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |представлена инструкция по | | | |
| |установке, настройке и | | | |
| |использованию электронной формы | | | |
| |учебника | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |представлены учебники, | | | |
| |образующие завершенную | | | |
| |предметную линию учебников | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|4.2. |Представленное издание является | | | |
| |учебником | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|4.3. |Наименование учебника | | | |
| |соответствует наименованию | | | |
| |учебного предмета или предметной| | | |
| |области федерального | | | |
| |государственного | | | |
| |образовательного стандарта | | | |
| |соответствующего уровня общего | | | |
| |образования | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|4.4. |Содержание учебника представлено| | | |
| |на базовом уровне | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|4.5. |Содержание учебника представлено| | | |
| |на углубленном уровне | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5. Научная экспертиза. Соответствие содержания учебника современным |
|научным представлениям |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.1. |В содержании представлены | | | |
| |ключевые теории, идеи, понятия, | | | |
| |факты, относящиеся к данной | | | |
| |области ФГОС соответствующего | | | |
| |уровня общего образования | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.2. |В содержании отражены методы | | | |
| |научного познания, | | | |
| |предназначенные для | | | |
| |обязательного изучения в | | | |
| |общеобразовательной организации | | | |
| |на данном уровне общего | | | |
| |образования | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.3. |В содержании отсутствуют | | | |
| |недостоверные факты | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.4. |Учебник содержит актуальные и | | | |
| |современные сведения в | | | |
| |соответствующей предметной | | | |
| |области, в том числе о передовых| | | |
| |достижениях науки и техники, | | | |
| |технологий | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.5. |Иллюстративный материал учебника| | | |
| |соответствует тексту и дополняет| | | |
| |его | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|6. Наличие фактических ошибок и несоответствия современным научным |
|представлениям |
|------------------------------------------------------------------------|
|6.1. |Количество ошибок, опечаток | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|7. Общий вывод |
|------------------------------------------------------------------------|
|7.1. |Учебник рекомендован к включению| | |
| |в федеральный перечень | | |
| |учебников, рекомендуемых к | | |
| |использованию при реализации | | |
| |имеющих государственную | | |
| |аккредитацию образовательных | | |
| |программ начального общего, | | |
| |основного общего, среднего | | |
| |общего образования | | |
+------------------------------------------------------------------------+
Эксперт /_____________________________/
(подпись)
"__" __________ 20__ г.
Эксперт /_____________________________/
(подпись)
"__" __________ 20__ г.
Эксперт /_____________________________/
(подпись)
"__" __________ 20__ г.
При проведении экспертизы учебника исключен конфликт интересов между
экспертом и заказчиком экспертизы учебника.
Руководитель экспертной организации /_____________________________/
(подпись)
"__" __________________ 20__ г.
Место печати экспертной организации
Приложение N 2
к Порядку формирования
федерального перечня
учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации
имеющих государственную
аккредитацию образовательных
программ начального общего,
основного общего, среднего
общего образования
Форма
Экспертное заключение
по результатам проведения педагогической экспертизы учебника
________________________________________________________________
(название, класс, авторский коллектив, издающая организация)
+------------------------------------------------------------------------+
|1. Сведения об экспертной организации: |
|------------------------------------------------------------------------|
|2.1. |Наименование: |
|------------------------------------------------------------------------|
|2.2. |Место нахождения: |
|------------------------------------------------------------------------|
|2. Сведения об экспертах: |
|------------------------------------------------------------------------|
| N п/п | Ф.И.О. | Квалификация | Дополнительная |
| | | | информация |
|------------------------------------------------------------------------|
| 1 | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| 2 | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| 3 | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|3. На педагогическую экспертизу представлены: |
|------------------------------------------------------------------------|
|3.1. Учебник |Наименование и авторский коллектив: |
|------------------------------------------------------------------------|
|3.2. Методическое пособие |Наименование и авторский коллектив: |
|------------------------------------------------------------------------|
|3.3. Учебники, образующие |Наименование всех учебников, образующих |
|завершенную предметную линию |завершенную предметную линию: |
|учебников | |
|------------------------------------------------------------------------|
|3.4. Инструкция по установке,|Наименование и авторский коллектив: |
|настройке и использованию | |
|электронной формы учебника | |
|------------------------------------------------------------------------|
| N п/п | Критерии экспертной оценки | Экспертная | Примечание |
| | | оценка | |
| | |--------------| |
| | |"да" | "нет" | |
|------------------------------------------------------------------------|
|4. Общая краткая характеристика представленного материала |
|------------------------------------------------------------------------|
|4.1. |Состав и полнота представленных | | | |
| |материалов: | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |представлена печатная форма | | | |
| |учебника | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |представлена электронная форма | | | |
| |учебника | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |представлено методическое | | | |
| |пособие для учителя | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |представлена инструкция по | | | |
| |установке, настройке и | | | |
| |использованию электронной формы | | | |
| |учебника | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|4.2. |Представленное издание является | | | |
| |учебником | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|4.3. |Наименование учебника | | | |
| |соответствует наименованию | | | |
| |учебного предмета или предметной| | | |
| |области ФГОС соответствующего | | | |
| |уровня образования | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|4.4. |Представленное методическое | | | |
| |пособие является методическим | | | |
| |пособием к экспертируемому | | | |
| |учебнику | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5. Педагогическая экспертиза содержания печатной и электронной формы |
|учебника |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.1. |Учебник принадлежит к | | | |
| |завершенной предметной линии | | | |
| |учебников | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.2. |В содержании учебника не | | | |
| |выявлены сведения, | | | |
| |противоречащие Конституции | | | |
| |Российской Федерации, | | | |
| |федеральному законодательству | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.3. |Содержание учебника обеспечивает| | | |
| |достижение требований ФГОС по | | | |
| |формированию: | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |личностных результатов | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |предметных результатов | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.4. |Содержание учебника обеспечивает| | | |
| |формирование навыков самооценки | | | |
| |и самоанализа учащихся | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.5. |Содержание учебника способствует| | | |
| |развитию мотивации к учению | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.6. |Содержание учебника способствует| | | |
| |интеллектуальной и творческой | | | |
| |деятельности учащихся | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.7. |Содержание учебника способствует| | | |
| |реализации системного подхода в | | | |
| |обучении | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.8. |Содержание учебника способствует| | | |
| |формированию патриотизма, любви | | | |
| |и уважения к семье, Отечеству, | | | |
| |своему народу, краю | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.9. |Содержание учебника способствует| | | |
| |толерантному отношению к | | | |
| |представителям различных | | | |
| |религиозных, этнических и | | | |
| |культурных групп, учит | | | |
| |межнациональному и | | | |
| |межконфессиональному диалогу | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.10. |Содержание доступно и понятно | | | |
| |учащимся независимо от пола, | | | |
| |национальности и места | | | |
| |жительства, учитывает | | | |
| |особенности данной возрастной | | | |
| |группы | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.11. |Язык изложения учитывает | | | |
| |особенности данной возрастной | | | |
| |группы | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.12. |Методический аппарат учебника | | | |
| |обеспечивает овладение приемами | | | |
| |отбора, анализа и синтеза | | | |
| |информации на определенную тему | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.13. |Методический аппарат учебника | | | |
| |обеспечивает наличие и | | | |
| |достаточность проверки и | | | |
| |самопроверки усвоения учебного | | | |
| |материала | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.14. |Методический аппарат учебника | | | |
| |обеспечивает и формирует навыки | | | |
| |смыслового чтения | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.15. |Методический аппарат учебника | | | |
| |обеспечивает навыки | | | |
| |самостоятельной учебной | | | |
| |деятельности | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.16. |Методический аппарат учебника | | | |
| |обеспечивает умение использовать| | | |
| |профессиональную терминологию | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.17. |Методический аппарат учебника | | | |
| |развивает критическое мышление | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.18. |Методический аппарат учебника | | | |
| |развивает способность | | | |
| |аргументированно высказывать | | | |
| |свою точку зрения | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.19. |Методический аппарат учебника | | | |
| |предоставляет возможность | | | |
| |организации групповой | | | |
| |деятельности учащихся и | | | |
| |коммуникации между участниками | | | |
| |образовательного процесса | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.20. |Методический аппарат учебника | | | |
| |обеспечивает применение | | | |
| |полученных знаний в практической| | | |
| |деятельности, индивидуализации и| | | |
| |персонализации процесса обучения| | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.21. |Учебник содержит задания для | | | |
| |организации | | | |
| |учебно-исследовательской и | | | |
| |проектной деятельности учащихся | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.22. |Текстовой материал соответствует| | | |
| |нормам современного русского | | | |
| |языка, государственных языков | | | |
| |республик Российской Федерации, | | | |
| |языков народов Российской | | | |
| |Федерации | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.23. |Текст предоставляет возможность | | | |
| |"расширения" информационного | | | |
| |поля | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.24. |Изложение учебного материала | | | |
| |характеризуется | | | |
| |структурированностью | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.25. |Изложение учебного материала | | | |
| |характеризуется систематичностью| | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.26. |Изложение учебного материала | | | |
| |характеризуется | | | |
| |последовательностью | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.27. |Изложение учебного материала | | | |
| |характеризуется разнообразием | | | |
| |используемых видов текстовых и | | | |
| |графических материалов | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.28. |Структура и содержание | | | |
| |методического пособия | | | |
| |соответствует структуре и | | | |
| |содержанию учебника | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.29. |Завершенная линия учебников | | | |
| |принадлежит к системе учебников | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|6. Педагогическая экспертиза электронной формы учебника |
|------------------------------------------------------------------------|
|6.1. |Содержание, структура и | | | |
| |художественное оформление | | | |
| |электронной и печатной форм | | | |
| |учебника соответствуют друг | | | |
| |другу | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|6.2. |Электронная форма учебника в | | | |
| |полном объеме содержит | | | |
| |иллюстрации (с учетом их | | | |
| |адаптации и (или) изменения | | | |
| |композиции в электронную форму),| | | |
| |содержащиеся в печатной форме | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|6.3. |Электронная форма учебника | | | |
| |содержит педагогически | | | |
| |целесообразное для усвоения | | | |
| |материала учебника количество | | | |
| |мультимедийных и (или) | | | |
| |интерактивных элементов (галереи| | | |
| |изображений, аудиофрагменты, | | | |
| |видеоролики, презентации, | | | |
| |анимационные ролики, | | | |
| |интерактивные карты, тренажеры, | | | |
| |лабораторные работы, | | | |
| |эксперименты и (или) иное) | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|6.4. |Электронная форма учебника | | | |
| |содержит средства контроля и | | | |
| |самоконтроля | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|7. Общий вывод |
|------------------------------------------------------------------------|
|7.1. |Учебник рекомендован к включению| | |
| |в федеральный перечень | | |
| |учебников, рекомендуемых к | | |
| |использованию при реализации | | |
| |имеющих государственную | | |
| |аккредитацию образовательных | | |
| |программ начального общего, | | |
| |основного общего, среднего | | |
| |общего образования | | |
+------------------------------------------------------------------------+
Эксперт /_____________________________/
(подпись)
"__" __________ 20__ г.
Эксперт /_____________________________/
(подпись)
"__" __________ 20__ г.
Эксперт /_____________________________/
(подпись)
"__" __________ 20__ г.
При проведении экспертизы учебника исключен конфликт интересов между
экспертом и заказчиком экспертизы учебника.
Руководитель экспертной организации /_____________________________/
(подпись)
"__" __________________ 20__ г.
Место печати экспертной организации
Приложение N 3
к Порядку формирования
федерального перечня
учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации
имеющих государственную
аккредитацию образовательных
программ начального общего,
основного общего, среднего
общего образования
Форма
Экспертное заключение
по результатам проведения общественной экспертизы учебника
________________________________________________________________
(название, класс, авторский коллектив, издающая организация)
+------------------------------------------------------------------------+
|1. Сведения об экспертной организации: |
|------------------------------------------------------------------------|
|1.1. Наименование: |
|------------------------------------------------------------------------|
|1.2. Место нахождения: |
|------------------------------------------------------------------------|
|2. Сведения об экспертах: |
|------------------------------------------------------------------------|
| N п/п | Ф.И.О. | Квалификация | Дополнительная |
| | | | информация |
|------------------------------------------------------------------------|
| 1 | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| 2 | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| 3 | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|3. На общественную экспертизу представлены: |
|------------------------------------------------------------------------|
|3.1. Учебник |Наименование и авторский коллектив: |
|------------------------------------------------------------------------|
|3.2. Методическое пособие |Наименование и авторский коллектив: |
|------------------------------------------------------------------------|
|3.3. Учебники, образующие |Наименование всех учебников, образующих |
|завершенную предметную линию |завершенную предметную линию: |
|учебников | |
|------------------------------------------------------------------------|
|3.4. Инструкция по установке,|Наименование и авторский коллектив: |
|настройке и использованию | |
|электронной формы учебника | |
|------------------------------------------------------------------------|
| N п/п | Критерии экспертной оценки | Экспертная | Примечание |
| | | оценка | |
| | |--------------| |
| | |"да" | "нет" | |
|------------------------------------------------------------------------|
|4. Общая краткая характеристика представленного материала |
|------------------------------------------------------------------------|
|4.1. |Состав и полнота представленных| | | |
| |материалов: | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |представлена печатная форма | | | |
| |учебника | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |представлена электронная форма | | | |
| |учебника | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |представлено методическое | | | |
| |пособие для учителя | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |представлена инструкция по | | | |
| |установке, настройке и | | | |
| |использованию электронной формы| | | |
| |учебника | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| N п/п | Предмет экспертной оценки | Экспертная оценка |
|------------------------------------------------------------------------|
|5. Общественная экспертиза печатной и электронной формы учебника |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.1. |Использование учебника в | |
| |образовательном процессе | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.2. |Отсутствие заданий, выполнение | |
| |которых обязательно | |
| |непосредственно в учебнике, за | |
| |исключением электронной формы | |
| |учебника | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.3. |Качество учебника: | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |художественное оформление | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |формат | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |цветовое решение | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |эстетическое восприятие | |
| |учебника | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |удобство использования | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |практичность | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |эстетичность и информативность | |
| |обложки | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |качество бумаги | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |разнообразие и качество | |
| |иллюстраций (рисунков, | |
| |фотографий, чертежей, схем) | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |соответствие иллюстраций | |
| |содержанию учебника, | |
| |информационных положений и | |
| |других элементов, стимулирующих| |
| |чтение | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |наличие материала или указаний | |
| |в учебнике, помогающих работать| |
| |с книгой | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.4. |Содержание учебника носит | |
| |воспитывающий характер | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.5. |Содержание учебника | |
| |способствует развитию личности | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.6. |Содержание учебника | |
| |способствует созданию условий | |
| |для самоопределения и | |
| |социализации обучающегося на | |
| |основе социокультурных, | |
| |духовно-нравственных ценностей | |
| |и принятых в обществе правил и | |
| |норм поведения в интересах | |
| |человека, семьи, общества и | |
| |государства | |
|------------------------------------------------------------------------|
|6. Общественная экспертиза электронной формы учебника |
|------------------------------------------------------------------------|
|6.1. |Электронная форма учебника | |
| |представлена в общедоступных | |
| |форматах, не имеющих | |
| |лицензионных ограничений для | |
| |участника образовательного | |
| |процесса | |
|------------------------------------------------------------------------|
|6.2. |Электронная форма учебника | |
| |может быть воспроизведена на | |
| |трех или более операционных | |
| |системах, не менее двух из | |
| |которых для мобильных устройств| |
|------------------------------------------------------------------------|
|6.3. |Электронная форма учебника | |
| |должна воспроизводиться на не | |
| |менее чем двух видах | |
| |электронных устройств | |
| |(стационарный или персональный | |
| |компьютер, в том числе с | |
| |подключением к интерактивной | |
| |доске, планшетный компьютер и | |
| |иное) | |
|------------------------------------------------------------------------|
|6.4. |Электронная форма учебника | |
| |функционирует на устройствах | |
| |пользователей без подключения к| |
| |сети Интернет (за исключением | |
| |внешних ссылок) и Интранет | |
|------------------------------------------------------------------------|
|6.5. |Электронная форма учебника | |
| |реализует возможность создания | |
| |пользователям заметки, | |
| |закладки, а также возможность | |
| |оперативного перехода к ним | |
|------------------------------------------------------------------------|
|6.6. |Электронная форма учебника | |
| |поддерживает возможность | |
| |определения номера страниц | |
| |печатной версии учебника, на | |
| |которой расположено содержание | |
| |текущей страницы электронной | |
| |формы учебника | |
|------------------------------------------------------------------------|
|7. Общий вывод |
|------------------------------------------------------------------------|
|7.1. |Учебник рекомендован к | |
| |включению в федеральный | |
| |перечень учебников, | |
| |рекомендуемых к использованию | |
| |при реализации имеющих | |
| |государственную аккредитацию | |
| |образовательных программ | |
| |начального общего, основного | |
| |общего, среднего общего | |
| |образования | |
+------------------------------------------------------------------------+
Эксперт /_____________________________/
(подпись)
"__" __________ 20__ г.
Эксперт /_____________________________/
(подпись)
"__" __________ 20__ г.
Эксперт /_____________________________/
(подпись)
"__" __________ 20__ г.
При проведении экспертизы учебника исключен конфликт интересов между
экспертом и заказчиком экспертизы учебника.
Руководитель экспертной организации /_____________________________/
(подпись)
"__" __________________ 20__ г.
Место печати экспертной организации
Приложение N 4
к Порядку формирования
федерального перечня
учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации
имеющих государственную
аккредитацию образовательных
программ начального общего,
основного общего, среднего
общего образования
Форма
Экспертное заключение
по результатам проведения этнокультурной и региональной
экспертизы учебника
____________________________________________________________
(название, класс, авторский коллектив, издающая организация)
+------------------------------------------------------------------------+
|1. Сведения об экспертной организации: |
|------------------------------------------------------------------------|
|1.1. Наименование: |
|------------------------------------------------------------------------|
|1.2. Место нахождения: |
|------------------------------------------------------------------------|
|2. Сведения об экспертах: |
|------------------------------------------------------------------------|
| N п/п | Ф.И.О. | Квалификация | Дополнительная |
| | | | информация |
|------------------------------------------------------------------------|
| 1 | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| 2 | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| 3 | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|3. На этнокультурную и региональную экспертизу представлены: |
|------------------------------------------------------------------------|
|3.1. Учебник |Наименование и авторский коллектив: |
|------------------------------------------------------------------------|
|3.2. Методическое пособие |Наименование и авторский коллектив: |
|------------------------------------------------------------------------|
|3.3. Учебники, образующие |Наименование всех учебников, образующих |
|завершенную предметную линию|завершенную предметную линию: |
|учебников | |
|------------------------------------------------------------------------|
|3.4. Инструкция по |Наименование и авторский коллектив: |
|установке, настройке и | |
|использованию электронной | |
|формы учебника | |
|------------------------------------------------------------------------|
| N п/п | Критерии экспертной оценки | Экспертная | Примечание |
| | | оценка | |
| | |---------------| |
| | |"да" | "нет" | |
|------------------------------------------------------------------------|
|4. Общая краткая характеристика представленного материала |
|------------------------------------------------------------------------|
|4.1. |Состав и полнота представленных| | | |
| |материалов: | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |представлена печатная форма | | | |
| |учебника | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |представлена электронная форма | | | |
| |учебника | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |представлено методическое | | | |
| |пособие для учителя | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |представлена инструкция по | | | |
| |установке, настройке и | | | |
| |использованию электронной формы| | | |
| |учебника | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| N п/п | Предмет экспертной оценки | Экспертная оценка |
|------------------------------------------------------------------------|
|5. Этнокультурная и региональная экспертиза учебника |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.1. |Отражение в учебнике базовых | |
| |национальных российских | |
| |ценностей | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.2. |Отражение в учебнике | |
| |региональных и этнокультурных| |
| |особенностей субъекта | |
| |Российской Федерации | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.3. |Отражение в учебнике | |
| |многообразия, единство | |
| |национальных культур и | |
| |народов России | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.4. |Отражение поликультурного | |
| |характера российского | |
| |общества | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.5. |В учебник включен материал из| |
| |истории и культурного | |
| |наследия субъекта Российской | |
| |Федерации | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.6. |Учебник обеспечивает права на| |
| |обучение на родном языке из | |
| |числа языков народов | |
| |Российской Федерации и | |
| |литературы народов России на | |
| |родном языке | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.7. |Соответствие языковой | |
| |составляющей учебника | |
| |современным нормам | |
|------------------------------------------------------------------------|
|6. Общий вывод |
|------------------------------------------------------------------------|
|6.1. |Учебник рекомендован к | | |
| |включению в федеральный | | |
| |перечень учебников, | | |
| |рекомендуемых к использованию| | |
| |при реализации имеющих | | |
| |государственную аккредитацию | | |
| |образовательных программ | | |
| |начального общего, основного | | |
| |общего, среднего общего | | |
| |образования | | |
+------------------------------------------------------------------------+
Эксперт /_____________________________/
(подпись)
"__" __________ 20__ г.
Эксперт /_____________________________/
(подпись)
"__" __________ 20__ г.
Эксперт /_____________________________/
(подпись)
"__" __________ 20__ г.
При проведении экспертизы учебника исключен конфликт интересов между
экспертом и заказчиком экспертизы учебника.
Руководитель экспертной организации /_____________________________/
(подпись)
"__" __________________ 20__ г.
Место печати экспертной организации".
18. Дополнить Порядок приложением N 5 следующего содержания:
"Приложение N 5
к Порядку формирования
федерального перечня
учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации
имеющих государственную
аккредитацию образовательных
программ начального общего,
основного общего, среднего
общего образования
Форма
Экспертное заключение
по результатам проведения научной историко-культурной
экспертизы учебника
____________________________________________________________
(название, класс, авторский коллектив, издающая организация)
+------------------------------------------------------------------------+
|1. Сведения об экспертной организации: |
|------------------------------------------------------------------------|
|1.1. Наименование: |
|------------------------------------------------------------------------|
|1.2. Место нахождения: |
|------------------------------------------------------------------------|
|2. Сведения об экспертах: |
|------------------------------------------------------------------------|
| N п/п | Ф.И.О. | Квалификация | Дополнительная |
| | | | информация |
|------------------------------------------------------------------------|
| 1 | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| 2 | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| 3 | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|3. На научную историко-культурную экспертизу представлены: |
|------------------------------------------------------------------------|
|3.1. Учебник |Наименование и авторский коллектив: |
|------------------------------------------------------------------------|
|3.2. Методическое пособие |Наименование и авторский коллектив: |
|------------------------------------------------------------------------|
|3.3. Учебники, образующие |Наименование всех учебников, образующих |
|завершенную предметную линию|завершенную предметную линию: |
|учебников | |
|------------------------------------------------------------------------|
|3.4. Инструкция по |Наименование и авторский коллектив: |
|установке, настройке и | |
|использованию электронной | |
|формы учебника | |
|------------------------------------------------------------------------|
| N п/п | Критерии экспертной оценки | Экспертная | Примечание |
| | | оценка | |
| | |----------------| |
| | |"да" | "нет" | |
|------------------------------------------------------------------------|
|4. Общая краткая характеристика представленного материала |
|------------------------------------------------------------------------|
|4.1. |Состав и полнота | | | |
| |представленных материалов: | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |представлена печатная форма | | | |
| |учебника | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |представлена электронная форма| | | |
| |учебника | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |представлено методическое | | | |
| |пособие для учителя | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |представлена инструкция по | | | |
| |установке, настройке и | | | |
| |использованию электронной | | | |
| |формы учебника | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
| |представлены учебники, | | | |
| |образующие завершенную | | | |
| |предметную линию учебников | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|4.2. |Представленное издание | | | |
| |является учебником | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|4.3. |Наименование учебника | | | |
| |соответствует наименованию | | | |
| |учебного предмета или | | | |
| |предметной области | | | |
| |федерального государственного | | | |
| |образовательного стандарта | | | |
| |соответствующего уровня общего| | | |
| |образования | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|4.4. |Содержание учебника | | | |
| |представлено на базовом уровне| | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|4.5. |Содержание учебника | | | |
| |представлено на углубленном | | | |
| |уровне | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5. Научная экспертиза. Соответствие содержания учебника современным |
|научным представлениям |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.1. |В содержании представлены | | | |
| |ключевые теории, идеи, | | | |
| |понятия, факты, относящиеся к | | | |
| |данной области знаний ФГОС | | | |
| |соответствующего уровня общего| | | |
| |образования | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.2. |В содержании отражены методы | | | |
| |научного познания, | | | |
| |предназначенные для | | | |
| |обязательного изучения в | | | |
| |общеобразовательной | | | |
| |организации на данном уровне | | | |
| |общего образования | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.3. |В содержании отсутствуют | | | |
| |недостоверные факты | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.4. |Учебник содержит сведения о | | | |
| |передовых достижениях | | | |
| |современной науки и техники, | | | |
| |технологий в соответствующей | | | |
| |предметной области | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.5. |Содержание учебника | | | |
| |способствует формированию | | | |
| |интереса к углубленному | | | |
| |изучению предмета | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.6. |Иллюстративный материал | | | |
| |учебника соответствует тексту | | | |
| |и дополняет его | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|5.7. |В учебнике отсутствуют ошибки,| | | |
| |опечатки. | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|6. Историко-культурная экспертиза. Соответствие содержания учебника |
|историко-культурному стандарту Концепции нового учебно-методического |
|комплекса по отечественной истории |
|------------------------------------------------------------------------|
|6.1. |Изложение материала в учебнике| | | |
| |отражает понимание истории | | | |
| |России как неотъемлемой части | | | |
| |мирового исторического | | | |
| |процесса, ее особенностей, | | | |
| |места и роли в мировой истории| | | |
| |и современном мире; историю | | | |
| |населяющих ее народов и | | | |
| |культур, историю регионов | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|6.2. |Содержание учебника | | | |
| |способствует формированию у | | | |
| |обучающихся гражданской | | | |
| |общероссийской идентичности; | | | |
| |ценностных ориентиров | | | |
| |верховенства права, социальной| | | |
| |солидарности и согласия, | | | |
| |безопасности, свободы и | | | |
| |ответственности. | | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|6.3. |Учебник соответствует | | | |
| |Концепции нового | | | |
| |учебно-методического комплекса| | | |
| |по отечественной истории и | | | |
| |обеспечивает выполнение | | | |
| |требований | | | |
| |Историко-культурного стандарта| | | |
|------------------------------------------------------------------------|
|7. Общий вывод |
|------------------------------------------------------------------------|
|7.1. |Учебник рекомендован к | | |
| |включению в федеральный | | |
| |перечень учебников, | | |
| |рекомендуемых к использованию | | |
| |при реализации имеющих | | |
| |государственную аккредитацию | | |
| |образовательных программ | | |
| |начального общего, основного | | |
| |общего, среднего общего | | |
| |образования | | |
+------------------------------------------------------------------------+
Эксперт /_____________________________/
(подпись)
"__" __________ 20__ г.
Эксперт /_____________________________/
(подпись)
"__" __________ 20__ г.
Эксперт /_____________________________/
(подпись)
"__" __________ 20__ г.
При проведении экспертизы учебника исключен конфликт интересов между
экспертом и заказчиком экспертизы учебника.
Руководитель экспертной организации /_____________________________/
(подпись)
"__" __________________ 20__ г.
Место печати экспертной организации".